Суд признал незаконным расторжение контракта на расширение зоны платных парковок в центре Петербурга. Институт геоурбанистики "РосГеоПроект", заключивший договор на 37,9 млн рублей еще в 2016 году, добился взыскания 26,5 млн рублей за незаконное аннулирование сделки. Последний шанс оспорить иск остается у Смольного в Верховном суде.
Арбитражный суд Северо-Западного округа на июльском заседании отклонил кассационную жалобу СПб ГКУ "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга" (ГЦУП) и признал, что контракт на расширение платной парковки в центре города был расторгнут неправомерно. Со Смольного взыскали 26,5 млн рублей в пользу акционерного общества "Инжиниринговая компания "РосГеоПроект" (РГП), которая была выбрана подрядчиком и проводила работы.
Встречный иск на 11,4 млн рублей чиновников, пытавшихся доказать нарушение сроков исполнения договора, объединили в одно дело. Но он также был оставлен без удовлетворения.
Конфликт на фоне отставки
Итоги конкурса на проектирование платных парковок в Центральном районе Петербурга были подведены в сентябре 2016 года. Всего на участие в аукционе было подано три заявки. В результате победителем была признана компания ЗАО "Институт геоурбанистики и проектирования "РосГеоПроект", предложившая провести работы за 37,9 млн рублей, что на 2 млн меньше начальной (максимальной) цены госконтракта.
Согласно техническому заданию, до 10 декабря 2016 года подрядчику необходимо было провести натурное обследование и лазерное сканирование улично-дорожной сети в Центральном районе. Также предстояло подготовить проект организации зоны платной парковки, схему дорожного движения на ее территории, порядок расстановки парковочного оборудования, информационных знаков и указателей.
В адресном перечне платных парковок на тот момент было указано, что в центре Петербурга помимо действующей пилотной зоны планировалось расширить места еще на 182 улицах. Аналогичные проекты чиновники хотели реализовать на 153 улицах в Адмиралтейском районе и на 141 улице в Петроградском, однако два этих конкурса на общую сумму 110,5 млн комиссия комитета по государственному заказу Петербурга признала несостоявшимися.
Схема развития платных парковок в центре Петербурга
"На участие в процедурах была подана только одна заявка, оформленная с нарушением требований действующего законодательства РФ и конкурсной документации", — говорил Артем Хрюкин, занимавший в то время пост директора ГЦУП.
Как указано в материалах дела, работы были поделены на два этапа: сначала подрядчик должен был освоить 11,4 млн рублей, а затем еще 26,5 млн рублей. На первом этапе никаких сложностей не возникло. Заказчик принял и оплатил труд проектировщиков в полном объеме. Сложности начались после того, как ГЦУП решил изменить условия техзадания. В частности, 2 декабря было подписано допсоглашение об установлении минимальных расстояний от въезда с дворовых территорий до парковочных мест, которые ранее противоречили правилам дорожного движения. В итоге Смольный неоднократно направлял компании замечания по выполненным работам, отказывался от подписания актов приемки и не возвращал документацию подрядчику.
Решить конфликт РГП попытался в комитете по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга (КРТИ). После обращения в ведомство, курируемое вице-губернатором Игорем Албиным, заказчик все-таки принял документы, но работы тем не менее не оплатил.
"Общество, ссылаясь на то, что работы, выполненные по контракту, не оплачены, обратилось в арбитражный суд с первоначальным иском. Учреждение предъявило встречный иск о взыскании неустойки за нарушение срока выполнения работ по контракту. Суды двух инстанций удовлетворили первоначальный иск и отказали во встречном. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения иска", — говорится в итоговом решении суда.
По итогам разбирательства суды пришли к выводу, что "РосГеоПроект" неоднократно передавал свои изыскания, соответствующие условиям договора и требованиям Центра управления парковками. Доказательства того, что проектные документы имели недостатки или не могли быть исправлены, не нашлись. Кроме того, городское предприятие не воспользовалось возможностью подачи ходатайства о назначении строительной экспертизы для точного определения объема и качества выполненной работы. Шанс обжаловать иск остается у ГЦУП в Верховном суде.
Примечательно, что руководитель ГЦУП Артем Хрюкин ушел с занимаемой должности в тот же месяц, когда и было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на расширение зоны парковки — в апреле 2017 года. На его место пришел экс-депутат Законодательного собрания Владислав Бакулин.
Штрафной вакуум
Доход бюджета Петербурга от эксплуатации платных парковок по итогам 2017 года составил 130,1 млн рублей. В 2016 году этот показатель достигал 95,2 млн рублей. В 2015 году, когда проект официально запустили, автомобилисты заплатили 40,7 млн рублей. Вместе с тем организация так и не смогла добиться необходимых полномочий, чтобы штрафовать водителей, не оплачивающих парковку. Из-за этого городской бюджет за 2 года недополучил почти 1,5 млрд рублей. В КРТИ не раз поясняли, что помочь Петербургу сможет только Госдума, если примет изменения в КоАП, касающиеся доступа к персональным данным водителей.
Экспансия платных парковок как раз и застопорилась на фоне невозможности привлечь нарушителей к ответственности. Параллельно с попытками найти выход из тупиковой ситуации Смольный искал инвесторов проекта. Так, председатель правления Банка ВТБ Андрей Костин и губернатор Петербурга Георгий Полтавченко подписали на ПМЭФ-2017 соглашение о развитии платных парковок. Согласно этому договору, банк готов вложить в расширение 4 млрд рублей.
Во время совещания 16 января 2018 года Игорь Албин даже пригрозил, что если ГЦУП не найдет способ штрафовать автомобилистов, организация попадет под сокращение, а функции, с которыми не справилось предприятие, перейдут сторонней организации.
Масла в огонь подлила Контрольно-счетная палата Петербурга (КСП) в ходе проверки оператора платных стоянок. В марте ревизоры выяснили, что Городской центр управления парковками неэффективно использует бюджетные средства. В ведомстве подчеркнули, что на создание центра и парковочных мест ушло более 500 млн рублей. Ежегодно на поддержание учреждения тратилось 320-325 млн рублей, а доходы в казну колебались в пределах 95-100 млн рублей. Для сравнения, в Москве эти же показатели достигают 3-3,5 млрд рублей в год, добавили в КСП.
В ГЦУП на претензии КСП ответили, что данная организация является государственным казенным учреждением. Это обстоятельство априори означает, что учреждение создается не для извлечения прибыли, в отличие, например, от государственного унитарного предприятия, а для реализации социально значимых проектов.
"Эффективность проекта подтверждается данными системы мониторинга, которые демонстрируют рациональный и осознанный подход водителей к использованию платного парковочного пространства, поэтому уже сейчас очевидно, что проект платных парковок для Петербурга эффективен как основной механизм для разгрузки исторического центра и имеет большие перспективы развития", — не согласились в организации с выводами КСП.
Уровень загрузки парковочного пространства по итогам 2017 года составил 55,3%, из них 11,3% пришлось на размещение транспортных средств с почасовой оплатой парковки, 0,4% — на парковочные сессии продолжительностью до 15 минут и 43,6% — на размещение машин льготными категориями граждан либо без оплаты парковки.
"Необходимость расширения зоны платной парковки определяется не актом КСП, а требованиями государственной программы "Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга на 2015-2020 годы", согласно которым до конца 2020 года на улично-дорожной сети в историческом центре города должна быть введена плата за парковку", — добавили в ГЦУП.
В соответствии с утвержденным перечнем, платные парковки в ближайшие 2 года будут организованы на 209 улицах в Центральном районе, на 153 улицах в Адмиралтейском и на 141 улице в Петроградском, заверили в организации. Проработка возможности реализации проекта ведется как за счет средств бюджета Петербурга, так и с привлечением инвестиционных денег.