Работодатели Петербурга жалуются на нехватку кадров не только высококвалифицированных, но и таких, кому не нужна квалификация вообще. Предприятиям остро не хватает продавцов, грузчиков и курьеров, а те, что есть, того и гляди перебегут к конкурентам.
По данным hh.ru, количество вакансий для работников, попадающих под категорию массового подбора персонала, растет. Количество предложений о работе для грузчиков в текущем году (январь–октябрь) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в Петербурге увеличилось на 90%, для продавцов — на 73%, для водителей — на 60%. Прирост вакансий на позициях официантов, курьеров и операторов call–центов год к году составил 58, 57 и 38% соответственно. Растет и средний уровень предлагаемых заработных плат. Сильнее всего заметна динамика в доходе водителей (плюс 11% к 2017 году — 50 тыс. рублей в 2018 году), официантов (плюс 8% — 35 тыс. рублей), курьеров (плюс 8% — 35 тыс. рублей) и грузчиков (плюс 5% — 29,5 тыс. рублей). В меньшей степени изменения затронули продавцов и операторов call–центров — средняя предлагаемая заработная плата в январе–октябре текущего года на hh.ru для них оказалась равна 30 тыс. рублей (прирост до 2%).
В октябре на одну вакансию водителя и официанта приходилось пять резюме, курьера — 3,7 резюме, оператора call–центра — 2,7 резюме. Самый большой дефицит у работодателей среди продавцов и грузчиков — на одно место претендуют всего один–два кандидата.
"Массовый подбор персонала ведется в больших объемах, и этот объем растет. Например, "Яндекс.Еда" набирает доставщиков тысячами каждый месяц, — говорит Владимир Телятников, руководитель направления "Antal бизнес решения" в компании Antal. — В кадровых агентствах этот объем меньше, потому что в основном компании занимаются массовым подбором самостоятельно. Стало больше вакансий, и у соискателей появился выбор. Им поступает по 10–20 предложений, и они выбирают по удаленности от дома и по зарплате. Разница в 500 или 1000 рублей для такого уровня позиций заставляет людей менять работу. И эта миграция в том числе создает кучу вакансий".
Однако это "раздолье" для кандидатов оборачивается существенными затратами для компаний. Подбор и обучение кадров — одна из главных статей расходов. Получается, что с "отчалившим" работником уплывают и средства, в него вложенные.
"Высокая текучка — острый вопрос для любой компании из сферы ретейла, — рассказывает директор по персоналу и организационному развитию X5 Retail Group Татьяна Красноперова. — Это частично обусловлено самой спецификой работы в торговле — часто люди рассматривают такую занятость как временную, не всякий выдерживает постоянное общение с людьми, рутину". Среди часто называемых причин ухода — несложившиеся отношения в коллективе.
Труд взаймы
С 2016 года сфера HR живет под действием изменений в Трудовом кодексе, согласно которым в стране запрещается заемный труд, то есть труд работников по распоряжению работодателя на компанию, которая не является фактическим работодателем. По сути, заемный труд можно разделить на два вида: аутсорсинг (передача компанией определенного функционала сторонней организации — например, ведения бухгалтерии) и аутстаффинг (когда в компании трудятся работники, официально трудоустроенные в сторонней организации — аутстаффинговой компании).
С правками в законодательстве аутстаффинг в России оказался запрещен, но с рядом оговорок: реализовывать такую схему могут только аккредитованные частные агентства занятости. Они нанимают сотрудников максимум на 9 месяцев. По данным "2ГИС", в Петербурге работает 246 компаний, предоставляющих услуги аутстаффинга. "Что касается закона о заемном труде, то до сих пор не появилось системного прецедента, как расценивать договор аутсорсинга или аутстаффинга персонала. Зачем нужна аккредитация, для которой требуется 1 млн рублей в уставном капитале, я не совсем понимаю. Я не думаю, что этот закон как–то повлиял на деятельность компаний. Чьи права защищает эта аккредитация, тоже не совсем ясно, но идея, наверное, была хорошая — защищать права работников", — говорит основатель кадрового агентства HR Development Алексей Васильманов.
По данным Ассоциации частных агентств занятости (АЧАЗ), чаще всего компании нанимали через агентства временных работников для следующих отраслей: Natural Resources (нефть и газ, химия, добыча, переработка, энергетика) — 25%, промышленное производство — 17%, консалтинг и сервис — 13%, товары народного потребления — 13%, розничная торговля, рестораны, гостиницы — 12%. Реже для автомобилестроения — 6%, транспорта и логистики — 4%, Life Science (фарма, клинические исследования, медоборудование) — 2%, строительства и недвижимости — 2%.
Обычно работодатели обращаются за услугами по предоставлению временного персонала по нескольким причинам: для найма работников на временный проект, для закрытия сезонного дефицита сотрудников, по причине нежелания брать на себя затраты и риски по ведению кадровых дел.
Также на временную работу нанимают узкопрофильных специалистов. По словам Алексея Васильманова, на петербургском рынке хорошие швеи — "штучный товар", и потому они пользуются огромным спросом.
Кроме того, договор о временном найме через кадровое агентство может сыграть на руку работодателю, если сотрудники ему не подходят — в таком случае трудовой договор разрывается не с сотрудниками, а с агентствами, и компании не нужно преодолевать сложные процедуры увольнения с последующей выплатой нескольких окладов.
Лишь на время
По информации АЧАЗ, рынок предоставления временного персонала в 2017 году вырос в 5 раз — до 66,3 млрд рублей. Заместитель генерального директора по работе с профессиональным сообществом кадрового холдинга "АНКОР" Татьяна Баскина объясняет этот стремительный рост так: "2017 год был первым годом, когда частные агентства занятости работали в соответствии с принятым 116–ФЗ, который закрепил правила игры в индустрии. Для бизнеса стало понятно, как выбрать надежного поставщика услуг по предоставлению временного персонала, что повысило активность компаний. В исследовании помимо услуги по предоставлению временного персонала мы стали учитывать аутсорсинг персонала. Это самый быстрорастущий сегмент в индустрии".
По данным исследования, российские агентства закрыли порядка 44 тыс. вакансий на общую сумму 7,4 млрд рублей, что на 15% больше по сравнению с 2016 годом (6,5 млрд). Такой рост произошел впервые за последние 3 года. В 2015 году рынок подбора персонала упал почти в 2 раза и в 2016 году остался на том же уровне. Оживление в секторе массового подбора персонала закономерно произошло из–за отложенного спроса компаний — в "глухие годы" работодатели подбирали кадры собственными силами. В АЧАЗ отмечают, что сейчас российский кадровый рынок требует дешевых и при этом эффективных решений. На этом фоне активно развиваются цифровые сервисы и чат–боты для массового подбора персонала.
Самый знаменитый петербургский HR–стартап — робот–кадровик Вера, запущенный в 2015–м. Вера обзванивает кандидатов, чьи резюме есть на всех крупных рекрутинговых порталах. За 15 месяцев программа способна обработать более 1 млн резюме.
"Цифровизация — это тренд. В 2015–2016 годы была большая ажитация, когда говорили, что всех рекрутеров уволят и заменят роботами. Сейчас мы отмечаем осознанное отношение к технологиям — что это не волшебная палочка, и программа сама по себе — ничто, и ее должны заполнить контентом люди. Либо эффективность HR–технологий пока слабо измеряема, либо автоматизация не оправдывает всех ожиданий", — добавляет Татьяна Баскина.