Ozon выходит на рынок доставки еды, где в качестве агрегатора будет соперничать с активно развивающимися проектами "Яндекса" и Mail.ru. Успех интернет-магазина в этом сегменте будет зависеть от планируемого объема инвестиций, доставка только для своих клиентов будет убыточной, уверены участники рынка. В любом случае, конкуренция в российском foodtech снизит цены и будет на руку клиентам и производителям.
Интернет-магазин Ozon запустит доставку еды из кафе и ресторанов. Сервис доставки еды будет запущен к середине года, но к нему уже подключились более 200 ресторанов-партнеров в Москве, сообщили в пресс-службе компании. Компания планирует выйти в крупные региональные центры — Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Ростов-на-Дону. "Петербург, конечно же, будет первым городом на старте проекта, о партнерах мы расскажем после запуска новой услуги во всех регионах", — уточнила представитель Ozon Дарья Чалова.
В компании рассчитывают, что им удастся привлечь тех пользователей Ozon, которые уже заказывают еду через другие сервисы доставки еды. На первом этапе доставку будут осуществлять сами рестораны, а Ozon — генерировать приток посетителей. Рестораны получат доступ к рекламной площадке с активной аудиторией 1,5 млн уникальных пользователей в день и лояльной пользовательской базой свыше 30 млн человек, отметил ретейлер. Ozon возьмет на себя клиентскую поддержку (call-центр, онлайн-чаты и т.д.), работу с жалобами и возвратами заказов, будет поставлять продукты в рестораны-партнеры силами своей доставки и предоставит услуги Р2В-кредитования от платформы OZON.Invest.
Единая точка входа
В Ozon запуск нового сервиса позиционируется как еще один шаг к созданию "единой точки входа" для клиентов интернет-магазинов. В компании обещают, что пользователи Ozon получат на одном сайте весь спектр услуг от заказа одежды, продуктов и товаров для дома до доставки еды, плюс возможность использовать привилегии постоянных пользователей ретейлера.
"Приоритетная задача площадки – дать своей аудитории еще один новый сервис. Учитывая эти преимущества площадки, нужно понимать, что нам это даёт хорошую возможность оптимизировать затраты на продвижение", - подчеркивает Дарья Чалова.
В числе клиентов Ozon есть и пользователи агрегаторов доставки, и те, кто раньше не пробовал доставку еды. "Последние попробуют новый для себя сервис от OZON, привычной и удобной площадки, которой они доверяют, а те, кто уже пользуется агрегаторами, получат новую услугу и программу лояльности", - заверили в компании. Клиенты также смогут копить бонусы за покупку еды из ресторанов или использовать баллы для оплаты заказов.
Компания рассматривает в качестве партнеров абсолютно разные рестораны, главное, чтобы на текущем этапе у них была собственная доставка. На текущий момент к сервису подключились более чем 200 партнеров в Москве, среди которых и крупные сети, как "Тануки" и небольшие предприятия, например, "Одесса Мама", "Тажин".
За каждый заказ Ozon будет получать комиссию, какую именно, в компании не раскрыли. Для сравнения, в Delivery Club комиссия составляет от 15 до 35% при средней сумме заказа в Москве около тысячи рублей, в зависимости от партнёра. Дмитрий Мкртычян, операционный директор "Хачапури", "Одессы-мамы", "Тажина", "Свиньи и розы" рассказал "Ведомостям", что в среднем комиссия агрегаторов составляет 20-30% суммы заказа.
Подключая партнеров, OZON не ставит ограничений по количеству ресторанов у сети или среднему чеку. "Напротив, зачастую небольшим сетям услуга онлайн-продвижения еще более актуальна, чем крупным сетям, поскольку у них есть качественный продукт, но мало ресурсов, чтобы качественно заниматься продвижением в Интернете и обеспечивать клиентскую поддержку для онлайн-заказов, - пояснил глава проекта Никита Нечаев
Рынок доставки еды в России
Источник: UBS
Доставка и бюджет решают
Появление Ozon было ожидаемым, многие крупные игроки заинтересовались доставкой еды и начинают тестировать свои проекты, констатирует Николай Давыдов, гендиректор сервиса доставки Yami Yami (входит в Italy Group). По его словам, появление еще одного агрегатора на рынке доставки будет выгодно производителям и клиентам за счет снижения цен.
"Рынок foodtech так на слуху, что кто угодно пытается выйти. И Ozon c огромной аудиторией лояльных клиентов пытается разыграть эту же историю. Они не предлагают рынку чего-то нового, они просто пытаются поделить этот огромный "пирог". Проблемы начнутся у агрегаторов, "Яндекса", Mail.Ru и вот Ozon, они буду конкурировать между собой и снижать цены, запускать рекламные акции. Это хорошо для нас, производителей и для клиентов. Мы приветствуем конкуренцию, нам на руку их появление на рыке", - поясняет Давыдов.
Он отметил, что все агрегаторы будут искать свои конкурентные преимущества, но ключевым преимуществом будет собственная логистика, а в доставку они "пока не пытаются входить". Отказ Ozon от собственной доставки еды гендиректор Yami Yami объясняет спецификой работы ретейлера – интернет-магазин не специализируется на импульсивных заказах, ретейлер работает с "отложенным спросом" в отличие от "Яндекса", который еще в сервисе "Такси" отработал модель и активно улучшает ее в "Еде". "У Ozona здесь компетенции нет, им надо будет привлекать партнера, чтобы масштабно развернуть проект", - резюмирует он.
Ozon, конечно же, поможет создание собственной доставки еды на существующей логистике, это будет конкурентное преимущество, отмечает осведомленный участник рынка. Но самые существенные статьи расходов в этом направлении, маркетинг и логистика, ретейлеру нужно делать их " с ноля", а это очень большие вложения.
"Вся эта история имеет силу, если за ней стоят большие бюджеты. Для "Яндекса" и Mail.ru это десятки миллионов долларов в год только на маркетинг. Условно, для "Яндекса" это больше $100 млн в горизонте двух-трех лет, Mail.ru – двузначные цифры. Если в Ozon готовы тратить такие деньги на маркетинг и дотации курьерам, то они должны понимать, что бизнес будет убыточным несколько лет. Если это история "давайте попробуем" за счет своих клиентов, то это оппортунизм, который многие компании уже не раз пытались провернуть", - отметил топ-менеджер.
Он напомнил, что 2014 запускались 5-6 таких проектов. Но провалился Gett с доставкой пиццы, Uber и Foodfox не смогли закрепиться на волне оппортунизма, несмотря на поддержку своих брендов. "До тех, пор, пока не будет серьезного бюджета, пока не сформируется крупный клиентский пласт, это будет убыточный эксперимент на фоне действий двух it-гигантов, которые вкапывают в foodtech огромные деньги", - резюмировал собеседник "ДП"
Кто готовил для доставки в 2017 году, %
Источник: Прогноз UBS
Ретейлер вступает в игру
Ozon видит большой потенциал в развитии сегмента foodtech на своей площадке. Категория e-grocery (доставка свежих продуктов) в 2018 году выросла более чем в 10 раз. Запуск доставки еды из ресторанов - еще один сервис для клиентов, который станет способом монетизации своей аудитории и инструментом повышения частоты покупок на Ozon, подчеркнули в компании.
По оценке Rocket Internet, объем мирового рынка foodtech–сервисов, в частности заказа еды онлайн, достигает $324 млрд. По степени развитости инфраструктуры доставки еды первыми стали США (GrubHub, Instacart), Великобритания (проекты JustEat, Deliveroo), другие страны ЕС (Delivery Hero, Linas Matkasse).
По оценкам Target Global объем рынка foodtech в РФ составляет около $1,4 млрд. Сервис Ozon станет конкурентом Delivery Club от Mail Group, с которой сотрудничает порядка 9 тыс. ресторанов, а также "Яндекс.Еды" (около 8 тыс. партнеров). Как отмечалось в исследовании РБК, объем рынка foodtech по итогам 2018 года превысит 100 млрд рублей.
В России и в Петербурге сформировались как основные направления этого рынка, так и лидеры: доставка готовой еды из ресторанов или магазинов (Delivery club в Mail.Ru Group, iGoods, "Яндекс.Еда", 21 января в Петербурге начал работу Instamart), доставка продуктов для приготовления еды ("Партия еды", "Дома вкуснее"), доставка персонализированных продуктов (фермерских, спортивного и функционального питания).
В числе известных российских инвесторов, которым интересен foodtech, — Александр Фролов, основатель и управляющий партнер фонда Target Global и инвестор Delivery Hero и Blue Apron; Лев Хасис, председатель совета директоров компании "Эвотор" и бывший гендиректор X5 Retail Group; Оскар Хартманн, основатель проектов KupiVIP.ru, Carprice, CarFix и, конечно, Mail.Ru Group и "Яндекс".
Разница между западными и отечественным рынками обусловлена различиями инвестиционной среды: объемы инвестирования западных стартапов в десятки раз выше российских, поясняла "ДП" Людмила Алямовская, коммерческий директор Tillypad (делает системы автоматизации ресторанов): "Delivery Hero, один из ведущих игроков рынка США, по итогам недавнего IPO был оценен в $5,1 млрд и привлек $530 млн инвестиций. Лондонская онлайн–платформа для заказа готовых блюд из ресторанов Deliveroo с 2013 года привлекла $474,6 млн и сейчас оценивается в $2 млрд. Для сравнения: российский Chefmarket привлек $6,3 млн".
Сервисы доставки в 2017 году, %
Источник: UBS
Сервисы доставки в 2022 году, %
Источник: Прогноз UBS