В Петербурге и Ленобласти в 2019 году стартует ряд стратегически важных инфраструктурных проектов, которые могут не только ощутимо изменить будущее регионов, но и вывести транспортную отрасль Северо–Запада на новый виток развития.
Итоги года уже подведены. Порты Северо–Запада, за исключением Приморска и Усть–Луги, показывают уверенный рост грузооборота, железнодорожная сеть постепенно увеличивает свою загрузку.
Терминалы города и области наращивают объемы обработки контейнеров, возлагая все большие надежды на транзит из Азии. В следующем году у отрасли есть все шансы для усиления сложившихся трендов, кроме того, Петербург и Ленобласть ожидают дальнейшего развития инфраструктуры. И, по мнению экспертов, эти ожидания вполне оправданны.
В городских пределах
Западный скоростной диаметр (ЗСД), связавший север и юг Петербурга в обход загруженного городского центра, спустя 2 года полноценной работы уже доказал свою эффективность — причем как для обычных автомобилистов, так и для бизнеса. При этом по–прежнему актуальным остается вопрос транспортной загруженности восточной части города. Но уже в 2019–м эта проблема — хотя бы на шаг — сможет приблизиться к своему разрешению.
В конце 2018 года стал известен ориентировочный срок начала строительства Восточного скоростного диаметра (ВСД) — старт реализации проекта намечен на август–сентябрь 2019–го. Шестиполосная магистраль протяженностью 22,6 км будет начинаться на примыкании к ЗСД в районе Благодатной улицы и пройдет вдоль северного железнодорожного полукольца до примыкания к кольцевой автодороге (КАД) в районе Кудрово.
"За счет платной дороги нам удается сократить транзитное время проезда до границы на пассажирских международных рейсах на 40 минут. Думаю, что проект ВСД также будет востребован и даст возможности для развития новых маршрутов", — рассказал "ДП" член совета директоров ПАО "Совавто — С.Петербург" Сергей Петросян.
Открытым пока остается вопрос в отношении третьего участка дороги, который является самым проблемным из–за примыкающих к трассе жилых массивов. В конце ноября власти города объявили конкурс на его проектирование. Сам проект должен быть подготовлен уже в ноябре 2019–го, а окончание строительства всей дороги ожидается через 5 лет, в 2024–м. Если, конечно, сроки реализации не будут отложены.
Небо забуксовало
Еще один стратегически важный городской проект, который окажется на повестке в 2019 году, — модернизация аэропорта Пулково, которая позволит увеличить его пропускную способность до 23 млн пассажиров в год. До конца I квартала 2019 года правительство города и одноименное АО должны рассмотреть обновленные документы по развитию аэропорта. Вторая очередь модернизации входит в единый план по развитию Пулково до 2039 года. К этому моменту пропускная способность аэропорта должна составить 35 млн пассажиров в год. Чтобы достичь этого показателя, необходимо расширить аэровокзальный комплекс, увеличить число парковочных мест, а также создать ряд производственных аэродромных объектов и т.д.
Как рассказали "ДП" в ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (управляющая компания аэропорта), сейчас мастер–план его развития находится в процессе обновления. А до завершения этого процесса и утверждения итогового документа предметно говорить о сроках реализации преждевременно.
Однако сегодня можно констатировать, что при достаточно смелых планах по модернизации самого аэропорта проект аэроэкспресса до Пулково пока забуксовал. В конце ноября 2018–го власти города приняли решение снова продлить конкурс на строительство линии. Кроме того, чиновники и вовсе поставили под сомнение необходимость в аэроэкспрессе. Окончательное решение пока не принято, но в любом случае ближайшие несколько лет пассажиры, как и прежде, будут вынуждены добираться до аэропорта автомобильным транспортом.
С заявкой на будущее
Несмотря на большую социальную важность городской инфраструктуры, куда более масштабные и экономически важные проекты сконцентрированы за пределами Петербурга. Так, уже в апреле 2019 года начнутся подготовительные работы на территории будущего терминала компании "Новотранс" — проекта Lugaport в порту Усть–Луга.
"В июле мы приступим уже непосредственно к строительным работам, а в 2024 году комплекс, как ожидается, войдет в строй", — рассказали "ДП" в "Новотрансе".
Проект предусматривает создание комплекса по перевалке навалочных и генеральных грузов и терминала по перевалке зерновых. Совокупный проектный объем перевалки после строительства всех объектов составит порядка 25 млн тонн грузов в год. Инвестиции в проект превысят 36 млрд рублей.
Сейчас объемы перевалки зерновых в российских портах Северо–Запада — несущественные, в первую очередь из–за отсутствия необходимых площадок. Львиная доля российского зерна идет через Новороссийск, а на Балтике — через латвийский порт Лиепая. Как объясняют эксперты, предпочтение Лиепае грузоотправители отдают потому, что латвийский терминал предоставляет качественные услуги и позволяет отделять разные сорта пшеницы. Появление терминала "Новотранса" позволит перевести часть грузов на Усть–Лугу, тем самым поддерживая курс по переориентации грузооборотов из Прибалтики в отечественные порты.
Еще один крупный проект, нацеленный на переориентацию грузов из Латвии, Литвы и Эстонии, — строительство логистического парка в порту Бронка, которое, как ожидается, должно начаться уже в этом году. На реализацию проекта потребуется около 8 млрд рублей. При существующей инфраструктуре Бронка может принимать до 200 тыс. TEUs (на данный момент из них занято около 30 тыс. TEUs). Первая очередь проекта железнодорожного парка должна увеличить мощность до 500 тыс. TEUs, рассказал исполнительный директор ООО "Феникс" (оператор терминала "Бронка") Алексей Шуклецов.
Кроме грузов из Прибалтики стивидор также рассчитывает на китайский транзит. Железнодорожный оператор "РЖД Логистика" в сотрудничестве с "Фениксом" предлагает маршрут из Китая через Монголию до порта Бронка и оттуда по морю в порты Северной Европы. Как отмечает глава агентства Infranews Алексей Безбородов, сегодня весь рынок рассчитывает на приход контейнерного транзита, как минимум на пробные заходы. Данное направление при росте объемов поставок из Китая в ЕС выглядит одним из наиболее перспективных.