12:1907 февраля 201912:19
7562просмотров
12:1907 февраля 2019
Летом этого года Арбитражному суду Петербурга предстоит вернуться к вопросу о банкротстве ООО "Фудлайн Групп" Максима Иванова, недавно объявившего о закрытии АО "Внешнеторговая фирма Фудлайн" на фоне сообщений о смене собственника информационного агентства АБН. "ДП" разбирался, какими мотивами руководствовался миллиардер, избавляясь от неприбыльных активов, и на чем дальше планирует строить бизнес.
Судя по всему, Максим Иванов продолжает проводить ревизию своих активов, решив оставить только приносящие хорошие дивиденды с экономической точки зрения.
Давние трудности
О крупных проблемах ООО "Фудлайн Групп" стало известно еще в январе 2017 года. Тогда ООО "Маркет Лайн" подало иск в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти о банкротстве общества. Согласно данным сайта "Электронное правосудие", определением арбитражного суда от 24 мая 2017 года в отношении должника была введена процедура реструктуризации долгов, финансовым управляющим утвержден Сергей Владимирович Черняев. Следующее заседание должно состояться 19 июня 2019 года. Весь предыдущий год Сергей Черняев активно подавал иски к компаниям, с которыми взаимодействовало общество.
Дела у АО "Внешнеторговая фирма "Фудлайн" тоже обстоят не самым лучшим образом. Только с начала этого года к компании было подано восемь исков от поставщиков. Всего речь в них идет примерно о 20 млн рублей. Самый крупный из них подан от ООО "Аутспан Интернешенел". Сумма заявленных требований оценивается в 17 млн рублей.
В настоящее время у Максима Иванова имеется также OOO "Евростиль", занимающееся недвижимостью, и ООО "Трейд Маркет", специализирующееся на рекламе и типографических услугах. В 2018 году был закрыт налоговой службой яхт-клуб "Петровский".
Стать молочным королем
Из действующих активов в руках Максима Иванова также остается производство молочных продуктов на гатчинском заводе "Галактика". Компания производит популярные марки продуктов — "Большая кружка", "Свежее завтра", "Сударыня" и Be Dairy.
"Галактика" является весьма успешным бизнесом, который активно развивается самими инвесторами, и пока является одним из крупнейших молочных производств в Ленобласти, отмечает генеральный директор агентства Infoline Иван Федяков. По данным СПАРК, в 2017 году выручка ООО “Галактика” составила 5,9 млрд рублей, в 2016 году — 6,5 млрд.
"Завод обеспечен заказами на годы вперед, среди их клиентов есть, например, финская компания Valio. Образно говоря, многим хватило бы и этого актива, чтобы чувствовать себя успешным бизнесменом", — добавил он.
По его мнению, есть два варианта, как Иванов поступит с "Галактикой". В первом случае он постарается сосредоточиться на этом бизнесе и будет заниматься развитием молочного производства, во втором случае он может продать "Галактику" и отойти от дел. На "Галактику" в любом случае найдутся покупатели, потому что это весьма выгодный актив.
Также у Максима Иванова в Петербурге остается логистический комплекс Terra Logisticа на Лиговском, 254, около станции метро "Московские ворота", на 26 тыс. м2. В Москве существует объект с аналогичным названием в Мытищах. Примечательно, что на сайте московского комплекса еще в сентябре 2018 года появилось объявление о приеме нового персонала в связи с расширением компании.
Иванов уже заявлял, что планирует организовать на обломках "Фудлайна" логистический бизнес. Вопрос в том, станет ли он использовать его в поддержку "Галактики" для распространения и хранения продукции завода. Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова считает, что это маловероятно: “Складские помещения, которые остались после закрытия дистрибьютора "Фудлайн", вряд ли будут использованы в бизнесе “Галактики”, так как спрос на молоко в России падает, скорее всего, они могут быть использованы для оказания логистических услуг”.
При этом она также отмечает большой успех "Галактики", эксперт оценила стоимость этого актива в 5-7 млрд рублей: "Данный бизнес имеет перспективы развития в ближайшем будущем. В "Галактике" активно внедряются передовые технологии, например IoT и блокчейн, которые позволят проследить все этапы производства, в первую очередь для улучшения качества и бесперебойных поставок, при этом повысится лояльность покупателей. Потребители сами смогут осуществлять контроль качества, в то время как на рынке преобладает проблема фальсифицированной молочной продукции, которая в некоторых регионах достигает 21% от общего производства".
Также она подчеркнула, что у компании есть возможность выхода на международный рынок, а конкретно — в Китай: "Там растет спрос на молоко, а поставок из Новой Зеландии, Австралии и США в скором времени может оказаться недостаточно. Рост спроса на молочную продукцию в Китае может составить примерно около 8-10% ежегодно", — заключила она.
Иван Федяков из Infoline обращает внимание, что рынок дистрибьюторских услуг в Петербурге давно рухнул. Причина — высокая активность крупных торговых сетей, которые во многом взяли на себя работу дистрибьюторов, а также высокие цены у производителей, поэтому "Фудлайн" в любом случае не просуществовал бы долго: "Кроме "Фудлайна" дистрибьюторов практически на нашем рынке и не было. Я считаю, что этот сегмент бизнеса в большей мере убили сами производители. Цены на продукцию у сетевиков гораздо ниже, чем на товары, отгруженные непосредственно с завода. Из-за непонимания ситуации на рынке дистрибуции как бизнеса больше нет".
Почему Иванов продал АБН
С 2014 года держателями акций АБН, по данным СПАРК, были две компании Иванова — ООО "Спутник Медиа" и ООО "Евростиль", причем "Евростилю" принадлежало 70% АБН.
Смена владельца и команды АБН наделало много шума в СМИ, кто-то связывал такой поворот событий исключительно с политической подоплекой. Тем не менее эксперты, с которыми беседовал "ДП", сходятся в том, что в поступке Максима Иванова был, скорее, экономический мотив, который выглядит логичным в контексте его массовой ревизии своих бизнес-активов.
По словам доктора социологических наук, заведующего кафедрой связей с общественностью в бизнесе Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Дмитрия Гавры, в продаже АБН если и есть политическая составляющая, то она не была решающей: "Естественно, даже ресурс с небольшим количеством посещений имеет свой политический вес. Но в случае с АБН очевидно, что в проект требовались серьезные вложения, а поставленных перед ним задач по информированию о новостях бизнес-сообщества он не выполнял".
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицин напоминает, что успешным медиабизнес считается, когда он уходит хотя бы в ноль, редко когда содержание издания становится источником прибыли: "Некоторым издателям, которые специализируются на деловых изданиях, распространяющихся по подписке и в компаниях, и выпускают несколько десятков таких изданий, удается вести прибыльный бизнес. Примером может служить издательский дом, специализирующийся на журналах по финансам, маркетингу, управлению персоналом и т. п. При выручке 15-20 млн рублей в год издательский дом способен приносить 3-4 млн рублей прибыли", — рассказал он.
Небольшое информационное агентство, по его словам, зарабатывает 50-70 млн рублей в год и тратит приблизительно столько же. При этом можно привести множество примеров продажи медийных активов в случае их невыгодности для инвестора: "В сентябре 2017 года продавались старые медийные бренды "Челябинский рабочий" по первоначальной цене 500 тыс. рублей, "Тумба" за 2,1 млн, Mediazavod.ru за 1,6 млн рублей. Такие оценки были приняты собранием кредиторов банкротящегося ЗАО "ЧР-Менеджер".
Он также добавил, что период активных инвестиций в онлайн-СМИ в России пришелся на 1998-2002 годы, что привело к созданию сотен изданий, которые удовлетворяли спрос как в отраслевой, так и в региональной информации. Сейчас же ситуацию усугубляет высокий уровень конкуренции проектов, который не позволяет им приносить прибыль.