Серый пояс Петербурга может со временем превратиться в жестокую экономическую удавку. Изменить ситуацию могут бизнес, архитекторы и власть, если будут действовать сообща.
Кто и как будет санировать старые промышленные зоны? Какими будут новые точки роста? Хотят ли бизнесмены инвестировать в редевелопмент? Об этом и многом другом говорили ведущие архитекторы, застройщики и юристы города на панельной дискуссии "Судьба серого пояса", которую "ДП" провел в рамках VII биеннале "Архитектура Петербурга 2019".
В Петербурге уже долгие годы не утихают споры о вариантах развития 45 промышленных зон. Их общая площадь составляет более 16 тыс. га, причем почти половина находится в центре города. Именно поэтому редевелопмент сегодня — одно из приоритетных направлений в стратегии развития города.
Правда, до сих пор остается открытым вопрос: строить там жилье, развивать общественные пространства, разбивать парки или возрождать промышленность? Очевидно одно: если ничего не делать, то в самое ближайшее время серый пояс подкинет городу новые социальные и экономические проблемы.
Евгений Герасимов, руководитель архитектурной мастерской "Евгений Герасимов и партнеры", уверен, что будущее серого пояса за многофункциональным развитием — именно в этом залог эффективности и конкурентоспособности. "Концепции, в основе которых находится только жилищное строительство или только деловой сити, сегодня несостоятельны", — уверен заслуженный архитектор России. В качестве примера он привел несколько своих проектов, в том числе проект освоения территории Французского ковша: "В двух минутах езды от Невского проспекта сегодня мы наблюдаем заброшенную территорию, которая может послужить декорацией для фильма "Сталкер". Три года назад мы разработали этот проект, но воз и ныне там. Город не дает развиваться таким территориям, видимо, в надежде на возрождение мифической промышленности". Он также отметил, что для того, чтобы раскрасить серый пояс в разные цвета, не требуется много денег: "Бизнесу помощь не нужна, ему нужно не мешать".
Евгений Герасимов, заслуженный архитектор РФ
Однако Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра "Петербургская недвижимость", сообщила, что за 4 года объем спроса на строящуюся недвижимость вырос в 2 раза. А это значит, что девелоперы по–прежнему делают ставку на жилье.
"Ко мне часто обращаются владельцы участков и застройщики с просьбой оценить сумму продажи и покупки земли, и я не раз был свидетелем того, как землевладельцы неоправданно завышают стоимость своих наделов. Пока они ждут подорожания, возможность развития участков снижается из–за изменений в ПЗЗ, требований к количеству парковочных мест и высоте", — рассказал Евгений Подгорнов, руководитель архитектурной студии "ИНТЕРКОЛУМНИУМ". Из–за этого тормозится развитие территорий города, и в центре можно наблюдать гектары земли, занятой непонятными складами и автомастерскими.
Крупный проект реновации промзоны у станции метро "Пионерская" находится в портфеле компании "Мегалит — Охта Групп". Ее генеральный директор Александр Брега рассказал в рамках дискуссии о том, с какими сложностями сталкиваются в сером поясе девелоперы: "Если у территории несколько собственников, то ее освоение будет напоминать коммунальную квартиру, где последний жилец требует с инвестора оплаты, в разы превышающей стоимость недвижимости. Именно поэтому инвесторы опасаются ввязываться в проекты типа Бадаевских складов. Мы рискнули, и это нам дорого стоило: 4 года переговоров с собственниками, покупка земли по тройной цене, трижды переделка проектной документации, постоянная адаптация проекта к новым законам — на все про все потребовалось 10 лет". Для того чтобы бизнес участвовал в реновации серых зон, требуется участие властей, хотя бы в части контроля за использованием земель частниками.
Для главного архитектора Петербурга Владимира Григорьева серый пояс давно уже не серый, так как в Генплане и Правилах землепользования и застройки на территории бывших промзон заложен различный функционал.
"Несколько лет назад город провел конкурс на видение развития территории серого пояса. В конкурсных работах соблюдены следующие пропорции: 30% — рекреационные пространства, 30% — производственные мощности и места труда, а 40% — жилищная застройка, — рассказал глава КГА. — Это ценнейший резерв для развития нашего города, но если нет возможности для одновременного развития такой огромной территории, то необходимо действовать по плану".
Владимир Григорьев, главный архитектор Петербурга