В петербургском общепите начнут продавать пиццу, блинчики и сэндвичи с мясом из гороха
В петербургском ресторане Pizza Hut на Невском проспекте сегодня начали готовить пиццу с растительным мясом. Нововведение в меню означает, что компания собирается захватить новую нишу и побороться за осознанное потребление в России, говорят в компании. Поставки мяса из горохового белка, свекольного сока и растительных масел будет осуществлять американский производитель Beyond Meat, который активно работает в 30 странах и начал экспансию на российский рынок.
Растительное мясо появится в меню сети одновременно в Петербурге и Москве, а по результатам тестового месяца — во всех ее российских ресторанах. "Мы должны увидеть интерес гостей, который выражается в популярности пиццы. Обычно измеряем продажи промоблюд в процентах от общих продаж. Учитывая новизну продукта для российского рынка, считаем, что 3–5% будет крайне высоким показателем", — говорит директор Pizza Hut в России Александр Нигматуллин.
В компании полагают, что ядром целевой аудитории нового блюда станут не столько вегетарианцы, сколько любители инноваций — те, кто покупает пиццу на черном тесте или в форме сердца. В октябре искусственное мясо могут ввести в меню московские заведения сети "Теремок" и рестораны Subway. Растительное мясо от американского поставщика может появиться в "Перекрестке", "Азбуке вкуса" и "Ленте". Дистрибьютором в России стала основанная в 1993–м компания Alianta Group, известная на рынке общепита как один из ведущих импортеров вина.
"Мы следим за новыми тенденциями не только на алкогольном рынке, но и в целом в индустрии питания и достаточно давно начали изучать различных производителей такого мяса, увидев в этой категории большие перспективы. Прежде всего это вопрос здоровья и этики, а также ответственного отношения к окружающей среде", — объясняет Армен Гришкян, президент компании — поставщика алкоголя, свой интерес к мясзаму.
По данным исследовательской компании Zion, мировой рынок искусственного мяса в 2018 году оценивался в $11,92 млрд, а к 2025–му — вырастет до $21,23 млрд. Планы у Beyond Meat наполеоновские. Компания уже в следующем году собирается поставлять в Россию 27 т "немяса" в месяц — в 10 раз больше, чем сейчас. Продукт можно найти в нескольких московских заведениях, в том числе в сети бургерных "Ракета", гастробистро Tehnikum, ресторанах Selfie. Компания сообщила о планах поставок в несколько ресторанов Сочи и перспективах выхода на рынки Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска, Самары и Краснодара. "По данным Nielsen, 67% россиян увеличили долю натуральных и полезных продуктов в рационе, — поясняют в Alianta Group. — Полагаем, что в долгосрочной перспективе цифра поставок может превышать 27 т, но пока это предположения: мы видим огромный интерес клиентов на данном этапе, но давать точные прогнозы еще рано".
Спрос на здоровую еду и продукты ответственного потребления в России растет с 2015 года в среднем на 10% в год, этот тренд особенно прослеживается среди молодежи до 25 лет и жителей Петербурга и Москвы. Впрочем, российскому потребителю более привычен такой вариант мясзама, как продукты из сои. Экспертов сильно смущает дороговизна продукта: блюда с "немясом" от Beyond Meat в заведениях общепита будут стоить минимум 449 рублей. "Действительно, цена в настоящий момент — это некий барьер для данного продукта. На наш взгляд, в перспективе цена должна быть на уровне натурального мяса. Только в таком случае будут созданы условия для реальной конкуренции", — говорит Нигматуллин. В Alianta Group рассказали, что уже работают над оптимизацией стоимости продукта.
Диетолог Юлия Хохолкова объясняет, что дороговизна — не единственный стоп–фактор для распространения такого мяса. "Когда в России появляется новый продукт, тем более из страны, где ГМО разрешен, у покупателей много вопросов, — напоминает она. — Есть и другие риски, по которым это мясо может не получить у нас популярности. Непонятен состав продукта. В растительном мясе нет и не может быть железа, которое содержится в животном белке, а оно необходимо для нормального функционирования организма, так как участвует в кроветворении, иммунологических и окислительно–восстановительных реакциях, входит в состав цитоплазмы клеточных ядер".
Главный конкурент Beyond Meat — компания Impossible Foods — пока не выходит на рынок России, хотя в США довольно известен и, например, работает с Burger King.
В разработку Beyond Burger вложились Билл Гейтс, Леонардо Ди Каприо, сооснователь Twitter и экс–CEO McDonald’s. Beyond Meat провела в 2019 году IPO и привлекла $240 млн. При этом СМИ сообщают, что Beyond Meat пока не приносит прибыли — по итогам 2018 года чистый убыток компании составил почти $30 млн, хотя чистая выручка более чем удвоилась — до $87,93 млн. Среди других производителей искусственного мяса в мире можно выделить Memphis Meats, Mosa Meat и Modern Meadow.