Петербуржцы начали активно пользоваться услугами клининговых компаний после нескольких кризисных лет. Эксперты говорят, что Петербург занимает значительную долю рынка в этой сфере, но развитию мешают фирмы-"подснежники" и демпинг новых игроков. Подробности — в материале dp.ru.
В Петербурге работает около 100 клининговых компаний. На долю города приходится 13–15% от всего российского рынка. С конца 1990-х годов рынок клининга активно развивался, а в некоторые годы Петербург выходил в лидеры отрасли по количеству компаний, но сейчас ситуация изменилась, пояснил dp.ru партнер практики стратегии и операционной эффективности Althaus Group Герман Шеховцев.
Москва занимает 52% рынка, более 300 компаний из столицы предоставляют сейчас подобные услуги. Всего в России действует более 1 тыс. фирм, которые занимаются клинингом. По словам аналитика ГК "ФИНАМ" Алексея Коренева, около 70% рынка контролируются крупными игроками с персоналом от 500 человек.
Рост на фоне стагнации
Эксперты утверждают, что сейчас российский рынок клининга насыщен и уверенно растет. Например, в прошлом году он прибавил 3,5%, а в 2019-м может разрастись до 10% в условиях стагнации российской экономики.
Официальная годовая выручка всех компаний из России составляет около 84 млрд рублей, а общая, включая "теневую", — в 2,5 раза больше. По данным Discovery research group, в 2014 году объем рынка клининга в РФ составлял 81,2 млрд рублей, а уже в 2015 году он снизился на 1% — до 80,4 млрд рублей. По информации ICS Group, объем рынка клининга во всем мире в 2012 году оценивался в $959 млрд, в конце 2019-го года он может достигнуть $1,3 трлн.
По словам Шеховцева, рынку клининга в РФ удалось пережить кризис, который начался в декабре 2013 года, когда спрос на услугу резко снизился из-за сокращения ввода нежилой недвижимости. В Discovery research group также отметили, что уже в 2016-м году доля пустующих торговых и офисных помещений достигла максимальных значений из-за "кризисных явлений".
"В кризисные времена часть компаний пришлось закрыть, сейчас осталось порядка тысячи игроков, несколько десятков крупных фирм занимают почти треть рынка, последние 1,5 года, чтобы сохранить устойчивость, фирмы взяли тенденцию на слияние в холдинги, таким образом крупные сети заходят даже в небольшие города, вытесняя конкурентов", — добавил Шеховцев.
Бизнес на плаву
Ранее индустрия представляла собой огромное число небольших компаний, которые выполняли работы по уборке помещений на условиях аутсорсинга, но сейчас ситуация на рынке значительно изменилась, считает аналитик "ФИНАМ".
"Сейчас данная сфера трансформировалась в комплекс услуг по содержанию зданий и сооружений, где собственно уборке отводится лишь часть функций. Теперь данное направление, существенно расширившееся и модернизированное, носит наименование Facility Management ("управление объектом") и включает весьма широкий спектр услуг", — рассказал Коренев.
Эксперт пояснил, что клининговые компании начали заниматься ремонтом, охраной, освещением, вывозом мусора, уничтожением насекомых, обслуживанием лифтов и другими услугами. Шеховцев подтвердил, что "бизнес остается на плаву" из-за дополнительных услуг, которые практически не связаны с уборкой. Например, увеличить выручку на 15–19% позволяет введение услуг благоустройства территории и управления отходами.
Эксперт уточнил, что основными потребителями рынка остаются юридические лица — торговые центры, офисные помещения, рестораны и производственные площадки.
"За последние время со стороны государства все больше и больше происходит давления на данный вид бизнеса, поскольку он считается наименее прозрачным из всех сфер услуг, в этом направлении идут наибольшие изменения. Это коснулось усиления налогового внимания, внимания со стороны миграционных служб и внимания со стороны правоохранительных органов", — подчеркнул эксперт рынка FM Денис Цытрин.
"Подснежники" демпингуют
Эксперты отмечают, что клининговыми услугами среди физлиц активно пользуются жители Центрального, Северо-Западного, Приволжского и Сибирского федеральных округов. Чаще всего услуги клининга используют жители спальных районов, в частности, после ремонта в квартире. В Петербурге средняя цена уборки составляет около 80 рублей за 1 м2. При этом цена по России варьируется от 40 до 200 рублей за 1 м2 и зависит от качества выполняемых услуг.
Руководитель отдела качества и соучредитель клининговой компании "Первый Чистый Дом" Владимир Пищак уточнил, что именно в Петербурге ценник для физлиц практически не менялся за последние несколько лет. По его словам, причиной этому стали компании, которые не всегда качественно выполняют свою работу.
"Эти "подснежники" демпингуют цены. Выходит так, что человек 2–3 месяца проработал в роли бригадира, а уже считает себя генеральным директором и открывает свою компанию", — рассказал Пищак.
Денис Цытрин добавил, что в среднем уборка трехкомнатной квартиры обходится в 3,5–5 тыс. рублей.
"Вероятно, что сумма будет уменьшаться из-за конкуренции на рынке, с одной стороны, и снижения уровня жизни значительной части населения, с другой стороны. При этом люди, которые привыкли пользоваться этой услугой, не будут от нее отказываться", — пояснил Цытрин.
Пищак уточнил, что ситуация кардинально отличается на рынке клининга у юридических лиц. С каждым годом происходит прирост заказов на 20–25%, а стоимость услуги планомерно повышается. Если раньше в Петербурге она начиналась от 30 рублей за 1 м2, то уже сейчас — 60–70 рублей за 1 м2.