В пятницу правительство объявило о введении с 1 июня 2020 года обязательной маркировки молочной продукции. Ее реализация без нанесенного на упаковку кода data–matrix возможна только до 1 декабря следующего года. Нововведение распространяется на молоко, сливки, сгущенку, кефир, йогурт, сливочное масло, молочные пасты, сыры, творог и мороженое.
В Национальном союзе производителей молока (Союзмолоко) назвали обязательную маркировку поспешной, избыточной и неэффективной мерой. Представители отрасли недовольны отсутствием оценки регулирующего воздействия — процедуры, которая при подготовке нормативной базы, затрагивающей бизнес–интересы, как правило, является обязательной.
"У отрасли вызывает недоумение, почему столь небрежный и поспешный подход к введению маркировки был выбран именно для молочной промышленности, — говорит генеральный директор Союзмолоко Артем Белов. — Молочная отрасль является одной из самых сложных в производстве и логистике, с короткими сроками годности продукта, сотнями форматов упаковки и более чем 2 тыс. заводов, которые не в состоянии переоснастить производство и перестроить процессы ни в срок до 1 июня, ни до 1 декабря 2020 года".
Общие затраты бизнеса на выполнение требований правительства, по мнению Союзмолоко, могут достигнуть 45 млрд рублей. Эти деньги пойдут на закупку оборудования для нанесения маркировки, а также на приобретение у оператора системы кода для каждой упаковки продукции.
Несколько представителей региональной молочной индустрии признались "ДП", что узнали об изменениях вообще из СМИ. Одновременно с публикацией постановления правительства о маркировке в пятницу были обнародованы и рекомендации Минпромторга и Минсельхоза по проведению эксперимента, который проходит с июля 2019 года. Участники рынка находятся в состоянии информационного вакуума, рассказал "ДП" председатель правления ГК "Галактика" Дмитрий Пинчуков.
"Мы слышим об утвержденных методических рекомендациях впервые. Конечно, пока не готовы к маркировке. Во–первых, было непонятно, как, собственно, эксперимент проводить — без рекомендаций.
Во–вторых, оператор маркировки предлагал наносить коды на упаковку в типографиях. Наш основной поставщик упаковки — "Тетрапак", но у него не было совместной работы с Центром развития перспективных технологий (оператор системы цифровой маркировки и прослеживания товаров. — Ред.), они не могут прояснить ситуацию. Находимся в той же неопределенности, что и раньше", — заключил он.
Топ–менеджер затруднился оценить вынужденные затраты компаний на маркировку, но подчеркнул, что конечная цена продукции вырастет неизбежно.
Отметим, что в этом месяце в обязательном порядке заработало еще и оформление электронных ветеринарных сертификатов (ЭВС) для всей готовой животноводческой продукции по системе "Меркурий". Глава Минпромторга Денис Мантуров уверен, что интеграция двух систем позволит бизнес–сообществу работать в режиме единого окна, сократив издержки, а также позволит контролирующим органам тщательнее прослеживать движение молочной продукции от фермерских хозяйств до потребителя.