За период нерабочих дней число безработных в России, по официальным данным, выросло на 29%. Вы кого увольнять будете?
Георгий Рыков
, генеральный директор "БестЪ. Коммерческая недвижимость":
После пандемии, как после любого серьёзного кризиса, наконец-то можно избавиться от ворчливых и смурных. Брать будем оптимистов с незавышенными требованиями, квалифицированных и универсальных.
Мария Чернобровкина, исполнительный директор петербургского представительства Американской торговой палаты в России:
Наиболее массовые увольнения ожидаются в гостиничном, ресторанном секторе, конгрессно-выставочной и ивент-отраслях. Именно эти отрасли связаны с физическим присутствием людей, и, таким образом, все ограничения на настоящий момент направлены именно на ограничение физического присутствия где бы то ни было. Следующая группа — это производственные предприятия: производители товаров высокой ценовой категории (автомобили, бытовая техника, мебель) ожидают падения спроса, соответственно, будут сокращать загруженность производственных линий и, соответственно, персонала. Кроме того, крупные предприятия обеспечивают занятость большого количества МСП (поставщики компонентов и услуг): одно рабочее место на крупном предприятии обеспечивает от 7 до 14 рабочих мест на МСП-поставщиках. Соответственно, как только крупный бизнес начнёт сокращать затраты и рабочие места, рабочие места в МСП тоже будут сокращаться.
Андрей Давыдов, управляющий партнёр консалтинговой группы "Альфа персонал":
Многие потеряют работу, работодатели оптимизируют штат, оставляют тех, от кого напрямую зависит бизнес и его выживание. Все поддерживающие процессы минимизируют, и людей, которые этим занимаются, сокращают. Однако работа после пандемии будет, наступит время ротации. Те, кто себя успешно проявит в момент кризиса, пойдут на повышение, вместо них нужны будут новые. Конечно, ожидать взрывного роста количества вакансий после карантина не стоит, но их будет намного больше, чем сейчас.
Сейчас растёт потребность в новых кадрах в сфере доставки, ретейла, по-прежнему IT-специалисты в дефиците. Продолжает расти сфера медицины, обучения и развития детей, школьников и подростков. Хорошо чувствует себя сфера производства по линии импортозамещения.
Сергей Галиченко, директор по маркетингу
ПАО "Судостроительная фирма "Алмаз"
:
К счастью, нам удалось сохранить весь трудовой коллектив. Завод загружен заказами до 2027 года, и мы постоянно набираем основных производственных рабочих. Поэтому, наоборот, нам нужны люди и мы не собираемся никого увольнять. Плюс проводим постоянное обучение персонала.
Григорий Кунис
, управляющий и сооснователь сервиса доставки продуктов iGooods:
Пандемия спровоцировала рост спроса на доставку продуктов, и мы были вынуждены в кратчайшие сроки значительно увеличить персонал. До коронавируса в iGooods во всех регионах присутствия работали 600 персональных закупщиков и 600 курьеров. Сейчас только в Петербурге мы набрали еще 1,1 тыс. человек и продолжаем набор во всех городах. Часть людей к нам пришли временно из других отраслей — ресторанов, непродуктовых магазинов. Кто-то вернётся, а кто-то останется работать у нас. В любом случае персонал iGooods будет в разы больше, чем до пандемии. Сервис растёт и развивается: с марта мы вышли более чем в десяток новых городов, начинали сотрудничество с новыми торговыми сетями. Для этого необходимо больше персонала, поэтому, с учётом темпов развития компании, нам нужно не увольнять, а нанимать ещё больше людей.
Карина Епифанцева, руководитель практики антикризисного управления и банкротства "
Дювернуа Лигал
":
Возможно, будем расширять штат. Многие компании, несмотря на предпринимаемые государством меры, будут испытывать финансовые трудности. Сами предприниматели заявляют, что право на банкротный мораторий не даст им возможности спустя 6 месяцев, в октябре, продолжать деятельность и погашать кредиторскую задолженность, которая образовалась ещё до пандемии. Сейчас они не могут нормально работать и зарабатывать, поэтому эти 6 месяцев станут, скорее, некой отсрочкой перед возможным банкротством. Поэтому моя сфера трудностей не испытывает: будет работа у тех, кто имеет дело с проблемной задолженностью.
Что касается выпускников вузов, то в СПбГУ, думаю, ситуация не поменялась: и отбор, и отсев такой же жёсткий, как раньше. В моём выпуске из 300 поступивших диплом получила только треть. У всех, кого я собеседовала в последнее время, хорошая база (знание гражданского права, азов процесса). Но готового банкротчика из вуза сразу не возьмёшь — нужно в течение нескольких лет наработать опыт под руководством практикующих наставников.
Игорь Карцев, председатель совета директоров ГК "Максимум Life Development":
Кардинально рынок труда не изменится, но определённая чистка произойдёт — останутся наиболее сильные работники, которые реально приносят пользу компании. Остальным придётся меняться, переучиваться.