В Петербурге, в отличие от столицы, стройки не останавливались. Это позволило девелоперам более спокойно пережить коронакризисную пору. О том, чего опасались власти, когда Смольный подпишет соглашение с Минстроем по реализации нацпроекта "Доступное жилье" и сколько жилья надо строить в городе, "ДП" рассказал вице–губернатор Николай Линченко.
Как строительная отрасль пережила пандемию?
— Если быть кратким — пережила. В отличие от других субъектов мы постарались сделать работу строителей в этот период максимально комфортной, насколько это было возможно и невозможно. Не останавливали стройплощадки, не ограничивали перекрестные связи между объектами. Понятно, что мы потребовали от строителей соблюдения режима, полного выполнения всего комплекса мер безопасности, который предписывал Роспотребнадзор. Но, по нашим оценкам, последствия от остановки строек, и это видно на примере других городов, могли бы быть более катастрофичны для отрасли, чем сам вирус.
"Несчастные случаи" на стройках были?
— На всех стройплощадках дважды в день проводился осмотр, были оборудованы специальные места, куда в случае повышения температуры и других признаков болезни изолировались работники. Более того, за счет улучшения гигиены и постоянной уборки, более внимательного отношения к еде сократилось и количество других болезней. Люди стали более требовательно и внимательно относиться к санитарным условиям.
А что с показателями?
— Показатели улучшились. Так, по проектам Адресной инвестиционной программы (АИП) сейчас увеличили темпы строительства в 2,2 раза по сравнению с прошлым годом. В рекордные сроки (за 7 дней) переоборудовали "Ленэкспо" под временный госпиталь. Идем на новый российский рекорд — в июле начали строить клинико–диагностический корпус Госпиталя ветеранов войн, который планируем ввести уже в декабре текущего года. Опережающими темпами строится новый корпус 33–й больницы в Колпино, по планам мы должны были ее сдать в конце будущего года, а введем в этом. В этом году программа АИП будет выполнена.
Планирует ли город возобновлять строительство бюджетного жилья?
— Я выступаю за. Одна из причин — у застройщиков нет в полном объеме того спектра квартир, которые нужны очередникам. В первую очередь — больших квартир для многодетных семей. Здесь нужны 4–5–6–комнатные квартиры небольшой площади, чтобы они попадали в нормативы, которые закреплены законодательно. Но такое жилье никто не строит. Поэтому предполагаю, что в будущем году мы начнем реализацию нескольких проектов. Сейчас согласовываем адреса с жилищным комитетом. Это будут небольшие проекты в кварталах массового строительства. Одна из проблем, с которой мы сталкиваемся при планировании строительства бюджетного жилья, — у города в собственности не так много участков, пригодных для строительства. По оценкам КГА, баланс перспективных территорий, принадлежащих городу, составляет около 800 га. При этом в основной своей массе это окраинные инженерно не подготовленные участки, в которые придется вкладывать бюджетные средства еще до начала строительства.
Есть еще один нюанс. Когда город приходит на большой участок, у всех ведомств возникает желание максимально решить проблемы с накопленным дефицитом за счет развития этой территории. Когда мы говорим про стоимость строительства бюджетного жилья, то это зачастую выгоднее, чем приобретать на рынке.
Социальная инфраструктура — как решается вопрос?
— Мы его решаем и будем продолжать решать. В том числе и за счет застройщиков. Уже сейчас у инвесторов не возникает вопроса о необходимости ее строительства.
А инвесторы начинают "вешаться"?
— Мы анализируем экономическую модель всех проектов в Петербурге и видим, что они могут быть реализованы с этими обременениями. Это касается прежде всего проектов комплексного освоения крупных территорий. Сейчас мы ведем переговоры не только с девелоперами, которые реализуют проекты, но и с владельцами земли, доносим до них информацию о необходимости участия в развитии территории. И многие из них уже сейчас берут на себя повышенные обязательства по строительству магистральных объектов инженерного обеспечения, дорог. К примеру, в Петродворцовом районе собственники земли взяли на себя повышенные обязательства для подключения района к общегородской дорожной сети. Проект реализуется, экономика в проекте есть. А самое важное, что горожане получат качественное и комфортное жилье с возможностью нормально, без пробок, въехать и выехать из района. Сейчас по некоторым проектам строительства дорог прорабатываем вопрос о привлечении федерального финансирования по программе "Стимул".
Но для этого надо заключить соглашение с Минстроем по реализации нацпроекта. Когда планируете его подписать?
— Петербург — единственный субъект федерации, который до сих пор соглашение не подписал. Но в ближайшее время это будет сделано. 21 июля президент России подписал указ, корректирующий сроки реализации нацпроектов до 2030 года. Кроме того, Минстрою было поручено провести анализ реальности и необходимости заявленных показателей ввода жилья. Сейчас мы постоянно общаемся с федеральным ведомством, обосновывая и отстаивая свои цифры. Причем парадоксально, когда говорят о необходимых цифрах ввода, то ссылаются на указ президента. Но там нигде не было сказано, что в Петербурге надо ежегодно вводить 5,5 млн м2 жилья, там стоит общая задача в 120 млн м2. А откуда взялась цифра для Петербурга, кто ее придумал, непонятно.
У нас есть стратегия развития Петербурга до 2035 года, есть прогноз социально–экономического развития. По ним к 2024 году у нас даже идет небольшое снижение темпов строительства жилья до 2,5–2,6 млн м2. В принципе, для того чтобы не перегреть рынок и поддерживать баланс спроса и предложения, нам необходимо строить в районе 3 млн м2 ежегодно. Это оптимальная цифра.
Рынок очень сильно поддержала программа стимулирования ставок по ипотеке. Сейчас ставка 6,5% (а сейчас уже есть и меньше, но это скорее маркетинговый ход. — Ред.) позволяет покупателям выбирать лучшее жилье и по локации, и по площади, и по качеству. То есть поддержку получили именно качественные проекты. Понятно, что цены благодаря удешевлению ипотеки будут расти. Было бы странно, если бы застройщики не воспользовались существующей конъюнктурой. Но рынок и покупатели рассудят и решат, у кого приобретать жилье. Тем более за последнее время грамотность покупателей выросла, и они уже не покупают квартиры в странных проектах задешево.
Более того, сам рынок становится более профессиональным и осторожным. Практически не осталось застройщиков, которые входят в абы какие проекты. Все внимательно, по много раз считается, проверяется экономика, прогнозы по спросу. Сейчас еще одним барьером становятся банки, которые на некачественные проекты просто не выделят финансирование. Так что уверен, что проблемных объектов и компаний в ближайшее время не станет.
Как решается проблема тех объектов, которые уже есть?
— У нас сейчас к проблемным относятся менее 30 объектов, в которых меньше 300 тыс. м2 жилья. Причем сюда относятся и проекты с реальными проблемами, и те, у которых просто не выдержаны сроки строительства более чем на 6 месяцев. Даже если никакого конфликта нет и девелопер продолжает строительство по согласованному плану производства работ, разрешение на строительство продлено, дополнительные соглашения о переносе сроков с дольщиками заключены — все равно сам застройщик у нас на карандаше, в красной зоне, за ним пристально следят.
По проектам, где стройки были остановлены, проблемы решаем. По "Норманну" дорабатывается соглашение по завершению объектов с РСТИ. Необходимо около 2 млрд рублей дополнительных инвестиций, их мы компенсируем компании за счет предоставления земельных участков. Конкретные адреса пока назвать не могу, мы находимся в стадии переговоров. Найден застройщик для ЖК "Новая Скандинавия", им занимается ГК "БФА Девелопмент". Плюс полностью завершено строительство ЖК "Охта Модерн" силами "Группы ЛСР".