21:4825 августа 202021:48
216просмотров
21:4825 августа 2020
Велимир Хлебников под впечатлением от картины Александра Савинова "Купание лошадей на Волге" писал: "Я мечтаю о большом романе, которого прообраз “Купальщики” Савинова. Свобода от времени, от пространства… Жизнь нашего времени, связанная в одно с порой Владимира Красное Солнышко". Это была дипломная работа выпускника петербургской Академии художеств, еще студентом обратившего на себя внимание коллег по цеху и критиков. Савинов — ученик Дмитрия Кардовского, в мастерской которого учились многие ставшие впоследствии знаменитыми художники.
Равнодушным картины Савинова не оставляли никого. Великий Репин ему симпатизировал, а взыскательный критик Абрам Эфрос считал эпигоном. Без Савинова сложно представить русское и советское искусство прошлого века. После Октябрьской революции он стал профессором Академии, где преподавал и его земляк Кузьма Петров–Водкин. Оба были из Саратовской губернии, боготворили Волгу. На фотографии, представленной в Музее искусства Петербурга, они в окружении своих учеников. У Савинова, между прочим, учились ключевые фигуры ленинградского авангарда — Татьяна Глебова и Алиса Порет. Он был в средоточии художественной жизни предреволюционных лет и первых десятилетий советской власти, однако до настоящего момента был менее известен, чем лидеры экспериментального искусства или классики соцреализма. Даже его знаменитое "Купание", покорившее Репина и Хлебникова, уже сто лет как никто не видел. Оно хранится в запасниках Русского музея. Другие большие работы тоже мало известны публике. Зато сейчас можно увидеть "Парк культуры и отдыха" — монументальное полотно, воспевающее радости и экстазы досуга строителей социализма. Оно не завершено, но тем не менее производит сильное впечатление.
Савинов — основатель художественной династии. Его сын Глеб Савинов и невестка Ольга Богаевская, их дочь Наталья Савинова и их внучка Екатерина Сухарева известны далеко за пределами Петербурга. Искусство в России живет арт–тейпами, нравится нам это или нет. И эта выставка, продолжающая серию экспозиций о петербургских семейных арт–кланах, важна и интересна как рассказ, посвящающий публику в жизнь Академии художеств.