Рынок краудфандинга, спонсоринга и монетизации проектов стремительно меняется. В 2020 году в этой сфере появились новые игроки, соответственно, ужесточилась конкуренция.
Как отмечает генеральный директор Gamesup42 Игорь Ивченко, свои площадки краудинвестинга уже созданы Альфа–Банком, "Сбером" и компанией Ozon. "Но в прошлом году рынок сократился на 40%, до 5,2 млрд рублей. Причина — снижение российскими банками ставок кредитования бизнеса и требований к заёмщикам", — говорит Ивченко. Впрочем, в 2020 году рынок снова показал рост — появляются новые игроки, а заёмные средства становятся менее доступны.
В марте 2020 года в связи с обвалом рубля и пандемией средний чек на Planeta.ru уменьшился на 21% по сравнению с февралём. В апреле, на который пришлась значительная часть "президентских каникул", он сократился ещё на 8%, рухнув до показателей 2013 года. Однако, как рассказал "ДП" генеральный директор и сооснователь Planeta.ru Фёдор Мурачковский, уже в мае средняя сумма, которую пользователь вкладывает в краудфандинговый проект, выровнялась до 1358 рублей — рост составил почти 25%.
"При этом, несмотря на снижение среднего чека, количество трансакций возросло: в апреле–мае 2020 года по сравнению с мартом 2020 года оно увеличилось на 9%. Если сравнивать эти данные с прошлогодними, то количество трансакций, например, в мае 2020 года увеличилось на 17%", — рассказывает Мурачковский.
Таким образом, несмотря на кризис, пользователи стали поддерживать проекты меньшими суммами, но более активно. Похожую ситуацию в Planeta.ru наблюдали в 2014 году: тогда тоже резко снизился средний чек, зато увеличилось количество взносов в проекты. Фёдор Мурачковский предполагает, что в кризисные моменты люди в целом чаще помогают друг другу.
Кризис поспособствовал тому, что авторы стали чаще обращаться к краудфандингу. С января по август 2020 года платформа зафиксировала 78 463 новые регистрации.
Структура спроса изменилась: если 8 лет назад, когда площадка только стартовала, 80% авторов развивали музыкальные проекты, сейчас музыкальных и социальных по 18%. "Это не говорит о том, что музыки стало меньше. Это говорит о том, что развиваются и другие направления: наука, дизайн, литература, бизнес. Что касается рекордсменов по скорости сборов, здесь нет ничего нового: быстрее всего собирают проекты, авторы которых серьёзнее подходят к запуску", — отмечает Мурачковский.
В кругу избранных
Развиваются и другие способы монетизации контента. Так, предприниматели из Петербурга активно продвигают платформу Sponsr.ru. Площадка рассчитана на проекты, которые, по словам её основателя Михаила Фёдорова, в идеале "никогда не закончатся". Их спонсируют подписчики с помощью ежемесячных платежей. В отличие от зарубежных сервисов Patreon и Twitch, категория "Хобби и развлечения" составляет только 10% авторов Sponsr.ru. 35% — это проекты, посвящённые кино и театру, 40% — финансовая аналитика и журналистика.
Блог автора–аналитика "с именем" может собрать читателей, подписка которых принесёт ему 1 млн рублей ежемесячных платежей. По словам креативного директора Players Василия Ящука, высоким спросом сейчас пользуется сложный контент, среди взрослой аудитории актуальна политическая повестка. Популярны также образовательные и развлекательные материалы.
Команда Sponsr.ru выстраивает клубную систему: стать автором может только человек, приглашённый другим участником. "Это позволяет повысить качество контента на площадке и увеличить заработок участников. Количество денег, поступающих на платформу, постоянно увеличивается, а количество авторов растёт не так быстро", — рассказывает Михаил Фёдоров.
В Sponsr.ru вложили около 15 млн рублей. Фёдоров признаёт: пока проект далёк от окупаемости, основные средства вкладываются в рекламу и маркетинг.
Игорь Ивченко говорит, что создание такой платформы интересно с точки зрения генерации качественного контента для требовательного читателя, который готов материально поддерживать авторов. Клубная система, по его мнению, действительно способна дать гарантию высокого качества. Кроме того, она создает имидж "платформы не для всех" — избирательность всегда привлекает внимание.
Василий Ящук считает, что клубная система, напротив, замедлит развитие платформы. Например, по его мнению, главная ошибка сайта "Одноклассники.ру" — платная регистрация для новых пользователей. По словам Ящука, платформа должна быть открыта для новых авторов. Атмосферу избранности можно создавать иными способами: "Сайт может настроить алгоритм выдачи различного контента, ранжировать, что предложить пользователю, а что нет".
А ты точно продюсер?
Planeta.ru начала развивать краудпродюсирование, создав образовательную платформу "краудпродюсер.рф".
По словам Фёдора Мурачковского, одна из основных тенденций сейчас — объединение усилий. В этом году платформа провела уже два спецпроекта с известными брендами, дофинансирующими различные инициативы авторов предложений, которые прошли "проверку краудфандингом". Так, бренд Kotex дофинансировал из собственных средств победительниц спецпроекта "Вместе мы можем всё", направленного на поддержку женских инициатив. "К дофинансированию бренд привлекал и своих покупательниц. С учётом собственных средств компании объём дофинансирования женских крауд–проектов превысил 1,2 млн рублей", — сообщил Мурачковский.
Кроме того, на Planeta.ru недавно завершился спецпроект с Росбанком по поддержке представителей малого бизнеса и социальных предпринимателей. Для авторов спецкатегории платформа снижала комиссию и впервые предоставила возможность авансирования — перевода части средств до окончания проекта при сборе от 50%.
Игорь Ивченко говорит, что предположить, как рынок будет развиваться в дальнейшем, сложно: пандемия внесла свои коррективы в структуру доходов населения. Фёдор Мурачковский дополняет, что в целом краудфандинг — лакмусовая бумажка уровня благосостояния общества. В первые несколько лет работы у Planeta.ru наблюдался резкий рост. Но с 2017 года компания вышла на плато — рост составляет приблизительно 10 млн в год.
"Если наши планы не накроет новой волной коронавируса, а экономическое положение пользователей более–менее выровняется, рост точно будет", — уверен Мурачковский.