Green development и экоустойчивая архитектура в России пока так и не стали массовым явлением. Рынок зелёного девелопмента, конечно, развивается, но до передовых инновационных идей, которые внедряются в других странах, даже столицам пока далеко.
Во главе угла — господдержка
Так, в США, где был создан самый строгий сертификат зелёного строительства — LEED, действует система добровольной сертификации зданий, которыми владеют государственные органы. Благодаря решениям, направленным на сокращение потребления энергии и природных ресурсов, одно только здание казначейства США, сертифицированное на LEED Gold, экономит порядка $1 млн в год.
В Китае разработана крупнейшая государственная программа создания экоустойчивых городов и комфортной городской среды. В ОАЭ государство берёт на себя затраты на экосертификацию. В скандинавских государствах, Британии, Нидерландах, во многих других странах Европы социальный запрос на зелёное строительство начал формироваться ещё в 70-е годы прошлого века на фоне мирового нефтяного кризиса. Сегодня в развитых странах проект не будет согласован, если застройщик не представит комплекс экологичных решений для его воплощения. Девелопер, как правило, должен пройти и фильтр согласования муниципалитетом.
В России требования в плане экологических составляющих для девелопмента не такие жёсткие. И господдержка green development и экоустойчивой архитектуры у нас осуществляется с помощью рыночных механизмов. Так, в соответствии с Налоговым кодексом, организация, введшая в эксплуатацию объект с высокими показателями энергоэффективности, на 3 года освобождается от налога на имущество в отношении этого объекта и платит пониженный налог на прибыль.
Первый и лучший
Год назад первое в России жилое здание получило сертификат международной системы экологической оценки LEED Gold. Совет по экологическому строительству U.S. Green Building Council признал самым зелёным дом в Хамовниках, расположенный вблизи от Плющихи. Комплекс находится в 200 м от Москвы-реки, рядом с храмом Архангела Михаила постройки XIX века. Из крана в каждой квартире идёт родниковая вода, все помещения снабжены воздушными фильтрами, не пропускающими внутрь даже микроскопические частицы пыльцы, а во дворе — собственный парк с "сухим" фонтаном диаметром 8 м.
И это лишь часть уникальных зелёных особенностей, ведь американская LEED считается самой жёсткой системой экологической сертификации, а получить статус можно только после введения дома в эксплуатацию. Рейтинговая система предусматривает четыре уровня сертификации, каждый из которых присваивается исходя из суммы баллов, набранных проектом, претендующим на получение сертификата: Certified (дипломированный) — 40–49 баллов, Silver (серебряный) — 50–59 баллов, Gold (золотой) — 60–79 баллов и Platinum (платиновый) — 80 баллов и выше. Самый продвинутый, платиновый уровень, был присвоен, в частности, башням Банка Америки в Нью-Йорке и Deutsche Bank во Франкфурте-на-Майне, штабу Международного олимпийского комитета в Лозанне, национальному плавательному комплексу в Пекине.
В России платинового сертификата LEED удостоен петербургский "Лахта Центр". Небоскрёб высотой 462 м в декабре 2018 года стал единственной зелёной башней Европы, соответствующей критериям энергоэффективности и экологической устойчивости. Его оценили в 82 балла из 100 возможных. В здании "Лахта Центра" задействовано более сотни экологичных и энергосберегающих технологий, в том числе интеллектуальный фасад, дающий 40-процентную экономию на отоплении и кондиционировании, современные системы освещения и вентиляции, умная утилизация отходов.
Новые экоформаты
В Москве, где традиционно возводятся самые прогрессивные в России объекты, по параметрам LEED на начало текущего года было сертифицировано всего 13 проектов. Например, первым в России проектом с апартаментами, получившим статус LEED Gold, стал один из комплексов в Москва-Сити на Пресненской набережной. Девелопер этого проекта построил и первый в России бизнес-центр, получивший золотой сертификат LEED, — Renaissance Pravda на Херсонской улице в Петербурге. Сертификат LEED Gold после нескольких лет эксплуатации получил и бизнес-центр "Энергия" в Зоологическом переулке Петербурга, где расположена штаб-квартира ГК "Газпром нефть".
В августе в Москве зарегистрирован первый коворкинг — обладатель золотого сертификата LEED. Площадка сети смарт-офисов на четвёртом этаже башни "Федерация" в Москва-Сити общей площадью 3 тыс. м2 претендовала на LEED-сертификацию уровня Silver, но эксперты поставили ей 70 баллов и подтвердили соответствие экологической сертификации Commercial Interior уровня Gold.
В России действуют и другие зелёные стандарты, в частности британский BREEAM. Эта система более лояльна, и общее количество зданий, имеющих ту или иную (а некоторые и две сразу) зелёную степень отличия, в России перевалило за 150. Так, в начале текущего года список обладателей сертификатов BREEAM пополнили сразу шесть бизнес-центров.
Престижное звено
Отметим, кстати, что, когда дело касается объектов, имеющих значение для престижа страны в области спорта, средств у нас не жалеют, в том числе и на привлечение иностранных архитекторов. Соответствия спортивных объектов стандартам BREEAM требуют, в частности, правила МОК и FIFA. Поэтому и сооружения в Сочи, принимавшие Олимпиаду-2014, и стадионы в российских городах, принимавшие чемпионат мира по футболу, прошли соответствующую сертификацию.
Вице-президент Санкт-Петербургского союза архитекторов Вячеслав Ухов — автор ряда знаковых для Петербурга проектов, в том числе жилого комплекса "Водолей" в Сестрорецке, получившего диплом №1 "Зодчества" за экологически устойчивую архитектуру. Это был тот самый случай, когда заказчику нужно было реализовать проект на низменном участке, на котором прежде располагался рынок. В результате получился органично вписанный в окружающую среду дом с отличными экологическими характеристиками. Но даже экологичное и энергоэффективное здание и выход из дома прямо в парк ещё не зелёное строительство. Экоустойчивая архитектура может развиваться там, где главенствует достижение глобальной цели благополучия человека, а не задача получения максимальной прибыли с квадратного метра земли. Сегодня девелопер совершенно не заинтересован в том, чтобы единовременно тратить и ждать эффекта, поэтому главный враг экологии — короткие деньги, считает архитектор.
Президент НИУ МГСУ (Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет) Валерий Теличенко полагает, что в сознании большинства россиян сложилось представление о том, что экологическое строительство — это дорого. Мысль эта в корне неверная, поскольку при зелёном строительстве более высокие начальные затраты компенсируются в процессе эксплуатации.
Сегодня в России есть крупные компании, руководители которых понимают, что дом с высокими потребительскими свойствами, в том числе соответствующий нормам зелёного строительства, не просто быстрее окупается, но и пользуется высоким спросом у покупателей жилья. Здесь есть три уровня заинтересованности: город, жители и бизнес. И на каждом уровне есть своя система стимулов. Известно, что городские власти видят свою цель в том, чтобы Москва стала одним из лучших городов мира. А лучший город — это тот, который развивает у себя современные технологии и подходы, в том числе и в части экологии. Для жителей стимул состоит в том, что внедряемые технологии основаны на экономии энергии, ресурсов, а это означает экономию на коммунальных и прочих расходах. Стимулом же для бизнеса является оформленный через общественное мнение заказ на экологически безопасные материалы и технологии строительства, что ведёт также к повышению уровня капитализации объекта.
“
В настоящее время на базе НИУ МГСУ ведётся работа над созданием зелёных стандартов в рамках Технического комитета ТК 366 в системе Росстандарта. Предполагается их использование в практике разработки архитектурно-планировочных и архитектурных решений в городе Москве. Одним из примеров внедрения экологически безопасных и природоподобных технологий является создание зелёных кровель на крышах и горизонтальных поверхностях городских зданий. 1 июня 2020 года ГОСТ на проектирование и устройство озеленённых и эксплуатируемых кровель вступил в силу. Данный стандарт — это первый и уникальный в своём роде комплексный нормативный документ в России о зелёных крышах. Он направлен прежде всего на обеспечение безопасности граждан с помощью установления технических и экологических требований при проектировании, строительстве и эксплуатации таких крыш. Всё это в конечном итоге приведёт к созданию комфортной, безопасной и здоровой среды за счёт использования высокотехнологичных материалов, применения энергоэффективных технологий и конструктивных инженерных решений. ГОСТ касается всех зданий — жилого, общественного, социального назначения, а также технических и вспомогательных сооружений, стилобатов и подземных гаражей. Настоящим прорывом стала возможность принятия положения в нормативных документах о том, что площадь озеленённой крыши должна включаться в состав зелёных насаждений при подсчёте баланса застраиваемой территории, так называемое компенсационное озеленение. То есть такая зелёная крыша может стать составной частью системы компенсационного озеленения города. Это очень актуально для центральной части Москвы, где зелёных насаждений не так много.
Валерий Теличенко
Президент НИУ МГСУ, академик РААСН