В борьбе с пандемией это не поможет.
Чтобы убедиться, что стадион может быть местом силы, достаточно пару раз проехать по ЗСД от Приморского пр. к Васильевскому острову и обратно. "Газпром Арена" будит своими торчащими рожками тех, кто рано едет в аэропорт или уныло тащится в пробке с работы в сторону съезда на Богатырский. В 2020–м Петербург должен был принимать футбольный Евро, но еле–еле начал новый чемпионат России со зрителями. Сказать, что на футболе кто–то пострадал от модной заразы, нельзя — скорее люди подлечили нервы и нашли выход, которого не было у героев Достоевского.
Да и для "Зенита" стадион — надёжное место, которое помогает, даже несмотря на падающую при 15 днях отдыха за год форму и то и дело выбывающих из строя игроков. Лишь 2 раза петербуржцы проиграли — "Брюгге" и "Рубину". "Лацио" выиграть здесь не смог — зрители помогли, это признают и тренеры, и игроки.
И всё же "Газпром Арену" снова могут закрыть, что будет выглядеть странным решением не только в свете игры со "Спартаком" 16 декабря.
С тех пор как РФС путём долгих согласований и убеждений добился возвращения зрителей на трибуны, "Газпром Арена" не давала забыть, что футбольные стадионы — одно из самых безопасных мест. Совместно с "Зенитом" были разработаны меры, которые можно назвать достаточно эффективными, если исключить человеческий фактор. Дезинфекция проводится регулярно, санитайзеров развешано что новогодних игрушек, серпантином расклеили обозначения, помогающие определить необходимую социальную дистанцию. Осталось насильно надеть маски на десяток ковид–диссидентов в фанатском секторе, слегка раздвинуть их плотные ряды (видимо, люди живут одинокой жизнью), и вопрос был бы закрыт окончательно.
Даже несмотря на то что зрителей собирается достаточное количество, каждый раз, приходя на стадион, чувствую себя как у финского озерца в отдалённой деревне. Места кругом достаточно, чтобы не дышать людям в лицо и не чувствовать давление масс. Постковидный рекорд зафиксирован на матче с ЦСКА — 28 602 зрителя. Но ощущения были те же.
Практически нет нареканий и в адрес столичных клубов, которые, несмотря на жёсткие меры, применяемые московской мэрией в целом, сохранят оговорённые 25% от вместимости. За примерное поведение кое–кто может договориться и о 50%, причём до появления информации о закрытии "Газпром Арены" на это с полным правом мог претендовать и "Зенит".
К сожалению, в здравый смысл внёс дисбаланс "Спартак", попавшийся в день первой игры с петербуржцами на превышении квоты по зрителям и полном игнорировании социальной дистанции. Всё как в армии: накосячил один — отжимаются все. РПЛ мгновенно засобиралась лично контролировать не только "скуды" — то есть сколько билетов прошло через турникеты, — но и напрямую получать результаты тестирования на ковид личного состава всех футбольных клубов.
В этих условиях работать тяжело, но ничего не поделаешь: футбольным клубам в России приказано выживать, они делают это как умеют. Кто–то праведно, кто–то жульничая, под свою ответственность. Но добавлять в и без того сложную компьютерную игру дополнительный уровень — игры без зрителей — это шаг назад, плита на грудь или что–то такое же регрессивное в этом роде.
"Зениту" осталось до Нового года провести на своём поле четыре матча: с "Уралом" (без зрителей можно сыграть вничью), с дортмундской "Боруссией" (можно остаться без очков и со зрителями), с "Динамо" (без зрителей можно проиграть) и, наконец, со "Спартаком" (нельзя оставаться без очков хоть со зрителями, хоть без).
Иногда действительно важно не навредить. Медики об этом знают точно. Губернатор, думаю, тоже.
Иван Жидков, главный редактор Sportsdaily.ru