Петербургским компаниям остро не хватает квалифицированных дизайнеров
В Петербурге растёт востребованность графических дизайнеров. С начала 2025 года работодатели опубликовали более 1,8 тыс. соответствующих вакансий. При этом бизнес не готов много платить вчерашним выпускникам курсов, а квалифицированные специалисты в дефиците.
Пустующие места
По данным hh.ru, относительно начала 2024 года число новых вакансий на позицию дизайнеров в Петербурге выросло на 4%. На одну вакансию претендуют более 22 кандидатов. Для сравнения: нормальный уровень конкуренции — от четырёх до восьми человек на место.
“
"Это, конечно, совсем не значит, что работу дизайнером найти почти невозможно. Просто отбор на позицию будет более жёстким и медленным. Между тем наибольший спрос на них, судя по числу новых рабочих мест, в Петербурге испытывают компании из IT–сектора (более 400 новых вакансий), ретейл (почти 300 новых рабочих мест) и маркетинговые агентства (более 200 вакансий)", — рассказали "ДП" в пресс–службе hh.ru.
Вероятно, дело в том, что несколько лет назад из России произошёл отток специалистов в области графического дизайна. В результате сложился дефицит квалифицированных кадров. Причём те же люди часто преподавали в университетах, колледжах и других учебных заведениях. Возник пробел — рабочие места есть, а опыта, чтобы их занять, хватает далеко не всем. Дополнительно наложилась и общая мировая тенденция — развитие цифрового мира.
"С огромной скоростью стали появляться онлайн–школы. Везде мелькала назойливая реклама курсов “только с нужной информацией”. А на деле учили тыкать по кнопочкам, но не дизайн–мышлению. При этом ими стали озвучиваться какие–то нереалистичные сроки вроде “с нуля стать мидл–специалистом за год”. Когда обычно для этого нужно около 5 лет. Зарплату тоже обещали около сотки, но реально человек, который только устроился работать в графдизайн, может получать около 50 тыс., а 120 тыс. получает уже сеньор — профессионал высокого уровня", — рассказала "ДП" мультидисциплинарный дизайнер, продюсер художественных проектов и преподаватель Анастасия Фомина.
В hh.ru отмечают, что на данный момент петербургские работодатели в среднем предлагают дизайнерам 82,4 тыс. рублей. Это на 10,9 тыс. больше, чем в начале 2024–го, а также на 22,4 тыс. больше, чем в 2023–м.
Обещания и реальность
Наслушавшись заманчивых предложений, молодёжь ринулась осуществлять давние мечты и учиться 3 месяца вместо 4 лет в вузе. Но оказалось, что научить человека пользоваться программой и дать базовые правила вёрстки проще простого. А вот развить вкус, умение работать в команде, способность генерировать идеи, быть гибким, понять основы композиции, колористики и так далее в сжатые сроки практически невозможно.
"Как итог возникло много “творческих личностей” с горящими глазами, которые на первой же работе разбивались о скалы реальности. Оказалось, что никому они не нужны без хорошего портфолио: то, что они делали на курсах, за портфолио не считается, они не показывают реальные умения и знания, 100 тыс. никто платить не будет. А заказчики — живые люди, и их надо уметь понимать", — говорит Анастасия Фомина.
В результате при обращении к дизайнерам, не имеющим достаточной квалификации, заказчики теряют деньги и время. По словам Анастасии Фоминой, к ней не раз приходили люди с просьбой переделать то, что создал другой дизайнер. И проблема порой не в визуальной составляющей, а в понятной структуре, удобстве готового продукта.
Иногда, не обладая достаточными навыками и не зная всех нюансов предпечатной подготовки, дизайнер может выдать результат, который потребует значительных доработок перед запуском в производство.
Нейросети не спасут
Разочаровавшись в неопытных дизайнерах, некоторые заказчики сами начинают изучать соответствующий софт. Результат, как правило, плох, поскольку это не их работа. Даже при использовании нейросетей есть существенная разница, когда это делает профи, а когда обыватель.
Руководитель лаборатории коммуникаций в креативных индустриях НИУ ВШЭ Наталия Белякова в разговоре с корреспондентом "ДП" признала, что дизайнерское мастерство, точно так же, как и практически любая сфера, стало более транспарентно для людей, которые не имеют профильного образования.
“
"Мы живём в век, когда кажется, что применение искусственного интеллекта может сделать человека знающим не меньше, чем врач, умеющим не хуже, чем дизайнер. Но академический рисунок, который лежит в основе любого дизайна, действительно имеющего уникальную авторскую ценность, никто не отменяет", — говорит эксперт.
Поскольку искусственный интеллект обучается за счёт уникального контента, созданного людьми, он постоянно нуждается в подпитке для дальнейшего совершенствования своих моделей. По мнению Наталии Беляковой, творцы здесь становятся наиболее уязвимыми — они выступают тем самым "сырьём", на основании которого учатся нейросети.
"С другой стороны, в условиях перетекания технологий создания изображений в массовый сегмент больше начинают цениться вещи, созданные человеком, защищённые авторским правом. И стоят они кратно дороже. Это точно так же, как лимитированные выпуски гравюр. Можно печатать сколько угодно, но авторы сохраняют лимит, который и повышает ценность", — объяснила Наталия Белякова.