Катящийся к концу 2020-й как только мог подтвердил старинное правило, что високосный год счастливым не бывает.
Особенно от него досталось ресторанам, кафе и барам Северной столицы — выжили из них далеко не все. К началу осени Петербург потерял более 400 заведений разного класса. К Новому году список потерь окажется ещё больше. Металлическая крыса, служащая символом 2020–го по восточному календарю, оказалась невыносимо тяжёлой. Чугунной.
Привет гурману
Поначалу никто ничего дурного от наступившего года не ожидал. Как минимум он не должен был быть хуже предыдущего, в течение которого закрылось 400 ресторанов и кафе, но открылось 383 новых. Вести об эпидемии в Китае, разразившейся после того, как какой–то гурман съел плохо прожаренную летучую мышь, общепринято относились к разряду курьёзов.
Но оказалось, что коронавирус границ не знает, и вот уже 25 марта вышел президентский указ об объявлении в стране нерабочей недели с 30 марта по 3 апреля с сохранением за работниками зарплат. А следом за ним — постановление правительства Петербурга о том, что с 28 марта по 5 апреля в городе должна быть приостановлена «деятельность ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением доставки заказов на дом, на предприятия и в номера гостиниц». Надежды на то, что эта мера временная и краткосрочная, не оправдались. «Приостановка» продлевалась снова и снова. Зато бурно росли сервисы доставки. Жёлтая форма доставщиков «Яндекс.Еды», зелёная — Delivery Club и розовая от «Самоката» — стали неотъемлемой частью городского пейзажа.
Возвращение ресторанов
С 29 июня в Северной столице было официально разрешено работать открытым террасам, верандам и летним кафе. Никогда прежде они не были так любимы горожанами — бронировать место приходилось заранее, посадка была полная. Площадь веранды не должна была быть больше, чем само заведение, а расстояние между столиками — не меньше полутора метров. Зато не надо было согласовывать проект и платить городу. Для начала работы следовало только подать заявку в комитет имущественных отношений. Ресторанный сектор начал постепенно оживать. В формате веранды даже открывались новые модные заведения — Cococo bistro в Новой Голландии, Bio my Bio, креветочный бар «Тигрица» и так далее. Ожидалось, что так всё и останется как минимум до 15 октября.
Однако с 27 июля ресторанам, кафе и барам разрешили работать в нормальном режиме. Не потому, что пандемия пошла на спад, а потому, что, по словам губернатора Александра Беглова, «город больше всех заинтересован в открытии ресторанов и торговых центров, потому что мы получаем от них налоги». Ресторанная сфера моментально отозвалась открытием новых ресторанов — концептуального «Ленинградского экспресса», высокотехнологичного итальянского Taste it!, масштабного паназиатского Chang, панорамного Sky&Garden и так далее. Целый ряд заведений открылись в режиме перезапуска. Скажем, «Мясной цех» — с новым шефом и принципиально новым меню, а Petrov–Vodkin — и вовсе с полностью пересмотренной концепцией.
Новые напасти
8 июля городским парламентом в третьем чтении был принят закон Санкт–Петербурга, запрещающий с 1 января 2021 года продажу алкоголя в точках общепита с площадью зала менее 50 м2. Его автор депутат Денис Четырбок заявлял, что при помощи этого законодательного акта удастся побороть сомнительные заведения, торгующие алкоголем навынос в ночное время. Рестораторы же, пересчитав свои квадратные метры, пришли в ужас: закрытие грозило примерно 12% мелкого городского общепита, недобитого трёхмесячным простоем. Возмутились и горожане. Тем не менее Александр Беглов закон подписал. Впрочем, тут же заявил, что его надо переделать. Переделка заняла больше 2 месяцев. В итоге решили снизить минимальную площадь зала обслуживания для баров и ресторанов до 20 м2, а требование минимальной площади 50 м2 сохранить для заведений, расположенных в многоквартирных домах массовых серий: «кораблях», хрущёвках, «панельках» брежневской застройки и так далее. Норма о 20 «квадратах» вступит в силу 1 января 2021 года, а о 50 — годом позже.
Гвоздь в крышку
Новые запреты в работе ресторанов вернулись в конце октября. Сперва с 26 октября — ограничение времени работы до 23 часов. Это привело к сокращению совокупной выручки заведений общественного питания в среднем на 40–50%. Вторым этапом ограничений стало вступившее в действие с 9 ноября распоряжение губернатора, приостанавливающее работу фуд–кортов и фуд–плейсов. Это печально хотя бы потому, что среди заведений, открывшихся за последние 3 месяца, было несколько интересных корнеров. Ну а финальным сюрпризом уходящего 2020–го стали декабрьские ограничения — запрет с 25 декабря на работу ресторанов после 19:00 (ставящий крест на новогодних корпоративах) и их полное закрытие в период с 30 декабря по 3 января. Тут хуже всего пришлось тем, кто заранее успел нахватать заказов на праздничные банкеты и авансом взять деньги за их проведение. Впрочем, и всем остальным тоже несладко: новогодние праздники традиционно приносят предприятиям общепита серьёзную прибыль, отказываться от которой как минимум неприятно.
Ресторанная сфера Петербурга взбурлила возмущением: Межотраслевой координационный совет гостеприимства и услуг направил Александру Беглову открытое письмо с весьма жёстко изложенными требованиями отмены ограничений, объединение «Рестоград» попыталось обратить на проблему внимание гостей, запустив флешмоб с надуванием воздушных шариков, а ещё ряд ресторанов приняли участие в проекте «Карта сопротивления», заявив о своём намерении в открытую игнорировать требования властей. Однако борьба с ограничениями ожидаемо закончилась ничем. Письмо не нашло понимания ни в Смольном, ни в Кремле, шарики сдулись, оставшись незамеченными, отмеченные на карте заведения пообещали проверять особенно тщательно, после чего сайт проекта быстро исчез из Сети. Впрочем, Александр Беглов на встрече с ресторатором Арамом Мнацакановым заявил, что в случае улучшения ситуации с коронавирусом ограничения могут быть частично сняты.
Тогда считать мы стали раны
По данным агентства «ЦИАН», к началу осени ресторанный рынок Петербурга потерял в среднем более 400 площадок. Среди них рестораны, бывшие своего рода гастрономическими достопримечательностями, — «Центральный», Azia, «Едим руками», «Укроп». К концу осени ситуация обострилась ещё более: несмотря на то что открытие общепита в конце июля вызвало немалый энтузиазм у горожан, многие заведения не сумели выйти из экономического пике, в которое сорвались в результате долгого простоя. При этом закрываются как небольшие кафе и закусочные, так и солидные рестораны, и подразделения крупных сетей. Авторы «Карты сопротивления» утверждают, что новогодние ограничения станут фатальными ещё как минимум для 500 заведений. Кто сумеет выжить, несмотря на все неурядицы, поймём только к весне будущего года. Если, разумеется, выживем сами. Потому что белый бык — символ 2021 года — тоже по гороскопу заявлен как металлический. То есть определённо не лёгкий.