Расширение Кронштадта на запад, за Кронверкский канал, за счёт создания кластера Минобороны натолкнулось на протесты местных жителей
Соответствующий проект планировки был вынесен на дистанционные общественные обсуждения. Помимо парка "Остров фортов", который уже открыт (его разбили летом минувшего года), близ южного побережья планируется создание двух крупных туристических объектов.
Во–первых, музей военно–морской славы с конгресс–центром, способный вместить 2,7 тыс. человек (парковка на участке предусмотрена на 170 машин). Сейчас в Кронштадте нет большого интересного музея, если не считать за таковой Морской собор. В местном краеведческом сравнительно маленькая, хотя и небезынтересная экспозиция с предметами, поднятыми с затонувших кораблей.
Во–вторых, планируется к постройке океанариум с кинотеатром (здание вместит 600 человек). С западной частью Котлина и с историческим Кронштадтом эти объекты свяжут велодорожками, планируется также новая пешеходная набережная Финского залива от ул. Адмирала Грейга через "Остров фортов" и сквер Инчхон к каналу Амазонка общей протяжённостью около 2,7 км. Привозить туристов из Петербурга собираются в том числе и по морю (с учётом того, что расстояние до ближайшей станции метро — "Беговой" — превышает 30 км).
Но по большей части, похоже, планируемая в составе кластера застройка острова Котлин будет вспомогательной по отношению к проектируемому близ северного побережья кварталу учебных учреждений — Военному учебно–научному центру Военно–морского флота МО РФ. В этот центр собираются перевести из Петербурга военно–морские образовательные учреждения: Военно–морской институт, Военно–морской политехнический институт, Научно–исследовательский центр, Центр подготовки иностранных военнослужащих.
Для обеспечения работы учебных заведений в середине острова планируется строительство служебного жилья для сотрудников и членов их семей, а также общежитий для учащихся. Жильё обеспечат детским садом, школой, спорткомплексом и поликлиникой. По действующему генплану, 17% территории, попадающей в зону проектирования, имеет жилую функцию, и 30% — рекреационную. Площадь жилой застройки составит 32,75 га с общей площадью квартир 146,7 тыс. м2 и населением 5,2 тыс. человек. В её границах расположено 30 исторических построек, при этом отмечается, что "существующие здания требуют ремонта или подлежат демонтажу". Только половину этих зданий собираются восстановить, оставшиеся отдаются под снос как "аварийные" и "не имеющие исторической, архитектурной, художественной ценности".
Кроме того, в границах проектирования — задуманная Минобороны реконструкция фортов Александр I, Пётр I и Кроншлот, расположенных в заливе. Их включат в состав кластера "в качестве одних из главных объектов туристического интереса", где они призваны "сформировать единое пространство с создаваемым музеем военно–морской славы". Как писал "ДП" (см. № 142 от 12.10.2020), Александр I хотят приспособить под "культурно–досуговый центр" с музеем и рестораном, Пётр I — под "музейно–туристический комплекс" с винными погребами и дегустационными залами, в Кроншлоте устроят яхт–клуб.
Психологически сойдёт
Компания CBRE разработала прогноз туристического потока, по которому к 2030 году посещаемость кластера составит более 700 тысяч туристов в год, что, впрочем, окажется только около 15% турпотока в Кронштадт. Основная часть туристов — россияне и китайцы. Интересно, что гостям заранее пророчат очереди, но как бы приемлемые. "Имитационная модель показывает, что в пиковый день суммарное среднее время нахождения туриста в очередях на вход к объектам составляет 68 минут (23% от суммарного времени посещения объектов ТРК), что, по–видимому, не превышает психологически приемлемый порог комфортности туристической зоны", — утверждается в проектных материалах.
После начала слушаний на сайт КГА посыпались жалобы местных жителей, которые хоть в целом не против предложенного пути развития, просят сначала обеспечить остров транспортной инфраструктурой. "Открытие парка “Остров фортов” в 2020 году показало, как город нуждается в новых магистралях, связывающих (его. — Ред.) с КАД. Жители стояли в пробках на въезд и на выезд из города по несколько часов. Это недопустимо", — пишет один из них.
Кронштадтское шоссе уже перегружено, отмечает другой, подписавшийся как Алексей Нерезков. По его мнению, необходимо сначала построить вторую развязку с КАД вдобавок к той, что уже существует. В конце минувшего года губернатор Александр Беглов заявил, что "Петербург получит от федерального центра средства на строительство развязки в Кронштадте" (правда, неясно, идёт ли речь о модернизации уже существующей, что тоже собирались сделать, или о строительстве новой). В материалах ППТ упор делается на реконструкцию Цитадельского шоссе, которое должно стать дублёром Кронштадтского.
Повышение по–военному
Слушания продлятся до 16 февраля. Добавим, что кластер создаётся на основании поручений президента 2019 года. Задача — "трансформировать Кронштадт в центр военно–морского образования и научных исследований, а также повысить его туристическую привлекательность в России и в мире для всех, кто интересуется военно–морской историей России, Кронштадта и Петербурга, историей освоения морей и океанов, морской техникой и экосистемами моря". Проект планировки был выполнен ООО "Градостроительный институт пространственного моделирования и развития Гипрогорпроект" по заказу Минобороны. В туристическом кластере собираются проводить ежегодный главный военно–морской парад в честь Дня ВМФ и Международный военно–морской салон.
"Любое хорошее начинание можно испортить, и всё–таки мне кажется, что этим (кластером. — Ред.) заниматься нужно", — прокомментировал "ДП" глава компании "Спецреставрация" Игорь Пасечник. Форты много лет находятся в плохом состоянии, и если есть инвестор, который готов вкладывать деньги в их новую функцию, это можно только приветствовать. К тому же туризм — серьёзная поддержка государству для содержания памятников, без туризма делать это довольно тяжело. "Приток денег от туристического кластера позволит вкладывать средства в содержание и реставрацию объектов, которые сейчас заброшены", — считает Пасечник.
Транспортный аналитик Владимир Валдин в комментарии "ДП" отметил, что въезд в Кронштадт сейчас "очень сложный", съехать с КАД на Кронштадтское шоссе бывает непросто. Можно представить, что будет, если добавить туда дополнительный трафик. Как минимум следует устроить выделенную полосу для общественного транспорта, чтобы можно было проехать хотя бы на автобусе. Но по–хорошему в районе просится ещё одна развязка с кольцевой дорогой возле Цитадельского шоссе, говорит он.