Встать, суд уйдёт: почему Петербург избавился от важного органа власти

Ликвидация Уставного суда (УС), о перспективе которой "ДП" сообщал в ноябре прошлого года, произошла. ЗакС принял в третьем чтении поправки в Устав, исключающие этот орган из списка существующих.

Судьба региональных конституционных и уставных судов была решена прошлым летом после изменения Конституции. В результате там появился закрытый перечень судов, составляющих судебную систему РФ, в который региональные уставные суды не вошли. В то же время Конституционный суд России получил право по запросу президента проверять конституционность региональных законов до их обнародования губернаторами.
Вероятно, уставные суды потерялись не просто так. Как ранее писал "ДП", во время обсуждения поправок в Конституцию перед референдумом представитель Татарстана в рабочей группе обращал внимание на это упущение, но к нему не прислушались. Скорее всего, в Кремле мысленно поставили крест на этом институте после того, как Конституционный суд Ингушетии признал незаконным передачу части территории этой республики соседней Чечне. И для юридического урегулирования проблемы пришлось задействовать Конституционный суд РФ.

Пора!

Все региональные уставные суды (всего их успели создать 16 субъектов) должны быть упразднены к 1 января 2023 года, а вместо них регионы получат право создавать при своих парламентах уставные советы. В то же время петербургский Уставный суд ЗакС намерен упразднить уже 1 июля. На одном из обсуждений парламентского комитета по законодательству председатель суда Наталья Гуцан сказала: "Если говорить о наших сотрудниках, то чем дольше они работают, тем лучше. Но у нас сейчас одно дело в производстве. Мы его заканчиваем. И получается, что 3 месяца мы ничего не делаем". Глава комитета Денис Четырбок объяснил, что 1 июля выбрано с учётом требований Трудового кодекса. После упразднения судьи будут считаться в отставке и станут получать содержание, если не займутся оплачиваемой деятельностью.
Теперь толковать Устав будет сам ЗакС, а священный экземпляр этого документа, хранившийся в суде, вероятно, утилизируют.
В Смольном "концептуально", как заметил зампред юридического комитета администрации Денис Хасаншин, не возражают против упразднения Уставного суда. "Меняется жизнь, меняется Конституция, нам нужно соответствовать", — сказал он.

И не обещал вернуться

История Уставного суда в Петербурге навеки вписана в историю города. Он появился в 2000 году, в момент противостояния губернатора Владимира Яковлева и полпреда Виктора Черкесова, и сразу стал активным игроком на политическом поле. На тот момент Устав города содержал ограничение в два губернаторских срока. Владимир Яковлев избирался в 1996 и 2000 годах, однако с точки зрения федерального закона его первый срок начался в марте 2000–го, и он планировал баллотироваться ещё раз.
Но Уставный суд под председательством нынешнего ректора СПбГУ Николая Кропачева не только запретил губернатору это делать, но и особо оговорил, что даже возможное решение ЗакСа об отмене ограничения в городском Уставе не может дать Яковлеву такое право.
Сейчас Владимир Яковлев на просьбу "ДП" прокомментировать финал самого Уставного суда усмехнулся и сказал, что ничего говорить не будет.
После смены власти суд продолжал вести себя независимо по отношению к Смольному и вступил в конфликт с Валентиной Матвиенко. В 2005 году городское правительство приняло постановление, переименовав администрацию Санкт–Петербурга в администрацию губернатора, которую возглавил вице–губернатор Виктор Лобко. Но нашёлся дотошный студент юрфака СПбГУ (и по случайности дипломник Николая Кропачева), который успешно обжаловал это решение, оставив Виктора Лобко без работы.
И хотя Смольный тут же решил этот юридический казус, маховик войны был запущен. Валентина Матвиенко инициировала поправки в закон об Уставном суде и в Устав, которыми были урезаны полномочия суда и срок полномочий действующих судей. В итоге Николай Кропачев и его ближайшие соратники покинули суд.

Красиво ушли

В качестве последнего в своей истории дела УС рассмотрел иск, касающийся дискриминации бездомных. Заявители (депутаты ЗакСа Михаил Амосов, Борис Вишневский, Александр Рассудов, Максим Резник и Надежда Тихонова) сочли, что требовать наличия у бездомных прописки для предоставления социальной помощи (как предписано в постановлении "Об учёте граждан РФ без определённого места жительства", утверждённом Смольным в 2007 году) незаконно. И суд с ним согласился.
"Когда я работал в Уставном суде, было очевидно, что каждый второй вопрос выводил нас на применение норм федерального законодательства. Получается, что сама идея существования автономных правовых систем и автономных судов в частности выглядела не очень убедительно. Когда возникают конфликты между губернатором и ЗакСом, лишь немногие из них разрешаются именно судом. Если в начале 2000–х такие попытки были, то потом стали задействовать другие инструменты", — рассказал "ДП" декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов.
Упразднение Уставного суда произошло потому, что все ветви власти в нашей стране подмяты исполнительной и на деле принцип разделения властей не очень–то работает. Во многих российских регионах эта ветвь постепенно умирала. На некоторых этапах эта конституционная юстиция на уровне субъектов доставляла определённые неудобства федеральной власти. Я думаю, что их пугали перспективы возвращения мощного Уставного суда, и поэтому в поправках к Конституции было принято решение не упоминать его.
Михаил Амосов
депутат ЗакСа
Когда появился Уставный суд, нам казалось, что это очень важный инструмент, который обладает правом определять, соответствует ли Уставу города то или иное постановление. Довольно долго это был действенный инструмент в поддержке демократии и законности. Но со временем пришло выхолащивание его полномочий и компетенций. В конце концов он стал бесполезным придатком исполнительной власти.
Леонид Романков
депутат ЗакСа I и II созывов