Начиная с середины апреля новостная лента "включила" Петербург в целый ряд рейтингов: топ-10 самых доступных направлений, топ-3 городов по бронированию туров с кешбэком, топ-9 мест для летнего отдыха по выбору россиян. А 21 числа Комитет по туризму сообщил СМИ, что Зимний дворец вошёл в тройку самых популярных дворцов мира по упоминаниям и запросам в Сети, обогнав Версаль.
Официально летний туристический сезон стартует в Северной столице в мае. Но город готовится к нему давно. Так, одним из новых направлений станет свадебный туризм, со специально разработанными программами пребывания не только для молодожёнов, но и приезжающих на торжество приглашённых. Другой проект разработан совместно Москвой и Петербургом — информирование гостей о событиях и мероприятиях, которые проходят в текущий момент в "другой" столице. По данным чиновников, объём турпотока приезжающих из Первопрестольной в город на Неве и наоборот до пандемии составлял 3 млн человек, в 2020 году москвичи набрали 40% от всего количества отдыхающих в Петербурге. Ожидаемое увеличение числа гостей в оба города за счёт проекта — 10-15%.
Эксперты отрасли говорят о том, что привлекательность Северной столицы повышается за счёт снижения цен на проживание и экскурсионное обслуживание — в среднем на 15% за последние два года. При этом, по данным сервиса Level.Travel, средний чек на короткие туры вырос с 11 до 35 тыс. рублей. Агрегаторы бронирования сообщают, что к 20 апреля на майские праздники было забронировано более 80% гостиничных номеров.
Активировался и рынок делового туризма — здесь несомненным импульсом стал Петербургский международный экономический форум. По сведениям в СМИ, к концу марта на даты проведения мероприятия уже были раскуплены почти все номера в бизнес-отелях, а спрос на авиаперелёты в апреле вырос на 40%. Однако не только ПМЭФ привлекает деловых туристов. Петербург остаётся одним из наиболее востребованных направлений для командировок, при этом сегодня они вновь планируются заранее.
Растущий внутренний туризм и надежды на восстановление международного создают запрос на формирование номерного фонда. В том числе, учитывая тренд на шеринг-экономику, всё более востребованным становится сегмент апарт-отелей. Это открывает новые возможности для инвесторов.
Спрос на сервис
По статистике одного из популярных сервисов бронирования, 15% гостей Петербурга выбирают альтернативу классическим гостиницам. Более половины туристов объясняют это тем, что даже на отдыхе им нужны кухня и стиральная машина. Как минимум.
В этом отношении сервисные апартаменты пошли дальше: комфорт проживания гостя обеспечивается на нескольких уровнях, наращиваются качественные характеристики объектов. Сегодня арендатор может решить большинство бытовых вопросов, не покидая пределы апарт-отеля, платит он при этом только за нужные опции. Безопасность обеспечивается по умолчанию.
Как "ДП" рассказала генеральный директор Plaza Lotus Group (PLG) Марина Павлюкевич, ещё одна важная составляющая комфорта — объекты коммерческой инфраструктуры. Например, в инвест-отеле In2It, который запускается в этом году, список арендаторов коммерческих помещений на первых двух этажах формируется так, чтобы предоставить всё необходимое для повседневной жизни в одном здании. Это соответствует потребительскому запросу на многофункциональность таких комплексов. Причём в случае с In2It попасть в коммерческие помещения можно, не выходя из отеля.
Другой важный тренд, отмечают эксперты, повышение требований к качеству отделки и предметов мебели. Причём его формируют как арендаторы, так и инвесторы. Первым важен комфорт, вторым — долговечность материалов. "Мы сделали выбор в пользу персонализированного подхода и иностранных фирм-производителей: в номерах установлены сантехника Duravit, Grohe, TECE, плитка Kerama Marazzi, электрика Schneider Electric, светильники от итальянского бренда Maytoni, мебель по индивидуальному заказу", — отмечает Марина Павлюкевич.
Не обошла апарт-отели и тема цифровизации. Она имеет разные "границы" в зависимости от формата комплекса и его целевой аудитории.
Быстрая реакция
По данным аналитических агентств, доля апарт-отелей и сервисных апартаментов в этом сегменте рынка недвижимости Петербурга составляет 85%. Они позволяют удовлетворить спрос на объекты размещения от 2 до 4 звёзд. В пандемию часть проектов отказалась от сервисной концепции — однако, по мнению экспертов, в будущем это отразится на доходности объектов. Рынок идёт по пути развития модели цивилизованной аренды.
Тем более, опыт 2020 года показал: менее всего в период ограничительных мер пострадали апарт-отели с продуманной инфраструктурой — они максимально быстро адаптируются и меняют схему привлечения гостей с кратко- на долгосрочную и обратно. В итоге заполняемость юнитов в течение года была в границах 65-75%, что позволило их собственникам сохранить доходность.
Так, в I очереди инвест-отеля In2It 533 юнита, из которых 350 номеров будут переданы в управление отельному оператору с запуском отеля. Общий процент загрузки до 31 декабря 2021 года спрогнозирован на уровне 67%, из них 43% — краткосрочная аренда, 24% — среднесрочная. Костяк целевой аудитории, планирующей пребывание от нескольких дней до месяца — корпоративный сегмент, молодёжно-спортивные и культурно-массовые организации, российские туристические группы, образовательные организации. Последние также бронируют номера на более продолжительное время. "Средний срок" чаще интересует семьи и корпоративный сегмент. По словам Марины Павлюкевич, отельный оператор планирует придерживаться своей политики и обеспечивать собственникам обещанные финансовые показатели.
Тем более сегодня загрузку номерного фонда можно прогнозировать и оптимизировать эксплуатацию объекта. PLG, например, для этих целей разработали специальную маркетинговую программу, приобрели ПО, которое используют крупные сетевые отели и гостиницы для автоматизации всех процессов. Кроме этого, создано штатное расписание и на основе международных стандартов разработаны стандарты для всех сотрудников — процесс набора персонала начат, стандарты ускорят этот процесс и позволят отобрать только квалифицированные кадры.
В 2020 году, по данным экспертов рынка, по Петербургу стоимость сервисных апартаментов выросла в среднем на 17% — жилая недвижимость подорожала больше. При этом такой инвестиционный инструмент является выгодным в долгосрочной перспективе, учитывая все меры, принимаемые для развития туризма.