КГИОП оштрафовал "дочку" "Бронки групп" за последствия работы в её здании знаменитого "Голицын лофта" на наб. реки Фонтанки, 20. Сейчас такие пространства, как правило, временная форма существования недвижимости в ожидании лучшего применения. Можно ли изменить такой подход?
Арбитраж взыскал с компании 1 млн рублей, она должна очистить дворовые фасады от установленного на них оборудования, вернуть историческую планировку и провести реставрацию. Впрочем, лофта там давно нет.
На мировом уровне
Вместе с тем Смольный ставит перед собой более чем амбициозные задачи по развитию арт–пространств. В Стратегии–2030 говорится, что "необходимо обеспечить эффективное взаимодействие представителей креативных индустрий как в масштабах Петербурга, так и в масштабах России и мира", а также "способствовать созданию и развитию креативных пространств (студий, мастерских, выставочных залов), в том числе на основе трансформации имеющихся, но уже не востребованных промышленных объектов".
При этом в проекте нового генплана в качестве региональных объектов — "объектов культуры и общественных пространств" — среди лофтов представлены только Новая Голландия и "Севкабель Порт". Поскольку лишь они удовлетворяют двум требованиям. Во–первых, занимают более или менее значительную территорию и потому не являются слишком мелкими для этого документа. Во–вторых, властям удалось договориться с их нынешними владельцами, чтобы они не возражали против такой фиксации в генплане, говорит источник "ДП". То есть надо было убедиться в намерении собственников "Севкабеля" сохранить прибрежную зону с лофтом, в то время когда другая часть завода будет отправлена под редевелопмент.
А вот выходящая к Арсенальной наб. часть завода "Арсенал", где в июне ожидается уже вторая попытка открытия лофта, хоть сравнима по площади с "Севкабель Портом", в проект не включена (можно заметить, что, по сообщениям СМИ, занимаются этим проектом не собственники, а арендаторы).
Новая Голландия и "Севкабель Порт" обозначены в генплане значком мороженого — как тематические парки. Если в дальнейшем там захотят построить что–то недостаточно креативное, этому можно помешать на уровне проекта планировки территории (ППТ). Региональный объект должен быть отражён в таком проекте, и в нём можно задать его характеристики.
Территория "Красного треугольника" помечена в проекте генплана как пешеходная зона, а вот тематический парк там не предполагается (видимо, из–за невозможности договориться со множеством собственников).
У города есть ещё один экзотический инструмент сохранения функции отдельных зданий и даже помещений — так называемая "Красная книга Петербурга". Речь идёт о принятом при Валентине Матвиенко постановлении Смольного "О сохранении представляющего ценность для жителей Петербурга назначения объектов недвижимого имущества". Оно включает Дом книги, "Елисеевский" и другие знаковые места. Но механизмов побуждения собственников к сохранению назначения упомянутых в книге помещений нет. Хотя теоретически эта информация могла бы вноситься в охранные обязательства памятников.
Команда 29
Впрочем, практика показывает, что многие лофты создаются лишь на время, пока собственник не придумает, как заработать на здании побольше.
В октябре 2017 года комитет по инвестициям подготовил буклет "Креативные пространства Санкт–Петербурга", в котором перечислил 29 таких заведений разного размера (в основном лофты, то есть торгово–выставочные центры, оборудованные в старых постройках иного назначения). По подсчётам "ДП", за прошедшие три с половиной года закрылись или переехали 11 "пространств" из списка (то есть около 38%).
В числе последних прекратил работу "Голицын лофт" на наб. реки Фонтанки, 20. Причиной послужил конфликт собственников с арендаторами — группой BS Art Development Group. Он усугублялся протестами местных жителей, недовольных шумным соседством.
"Есть собственник некоего пустующего здания, и он сдаёт его за небольшие деньги в аренду. Арендатор вкладывает минимум ресурсов, чтобы это хоть как–то могло существовать. Минимум — именно потому, что в любой момент эта история может закончиться", — говорит "ДП" эксперт в сфере креативных пространств, в прошлом креативный директор лофт–проекта "Ткачи" Дмитрий Мильков. Эксперт считает, что "Петербург здесь совершенно не уникален ни в российском контексте, ни в мировом".
Ранее по такому же принципу в особняках в центре города с минимальным ремонтом, сделать который бесплатно порой приглашали волонтёров, (а то и вовсе без него) создавались "арт–пространства" "Четверть" (в пер. Пирогова), "Тайга" (на Дворцовой наб.), "Архитектор" (на Миллионной ул.) и др. Они тоже были закрыты со скандалами по решению собственников (в случае с "Четвертью" всё вообще закончилось массовой потасовкой на 100 человек).
"В основном владельцы зданий используют художников (то есть творческих людей. — Ред.) как временных арендаторов. Они сдают по низкой ставке помещения, обычно в аварийном состоянии. Художники там своими силами наводят порядок. А потом, когда владельцы поднакопят денег и решат сделать что–то с их точки зрения более правильное, выгодное, они художников выгоняют и пользуются помещениями по своему усмотрению", — прокомментировал "ДП" художник и предприниматель в сфере искусства Алексей Сергиенко. Он считает, что творческих людей в таких случаях используют как рекламный инструмент, потому что они за это время делают здание известным и популярным.
Сам Сергиенко для своего проекта предпочёл городскую недвижимость: ему удалось взять в льготную аренду у города часть старинного здания фильтроозонной станции со стороны Петроградской наб. (формально оно передано городом общественной организации "Центр поддержки искусств Санкт–Петербурга"). По словам Сергиенко, около 3 тыс. м2 площадей обходится в 70 тыс. рублей в месяц. Открытие "Арт–станции", как хотят назвать новое место, предварительно планируется на день рождения Пушкина, 6 июня. Художник подчеркнул, что проект некоммерческий и пока он реализует его на свои средства (вложив несколько десятков миллионов рублей).
Серьёзный подход
Особый случай — проекты, в которые сразу вкладываются серьёзные деньги. По этому параметру видно, что на следующий день их закрывать не планируют. Впрочем, большие инвестиции также не гарантируют долговечность. Так, в 2020 году после перепродажи холдингу "Сенатор" (см. "ДП" №34 от 12.03.2020) прекратил работу лофт–проект "Ткачи" на наб. Обводного канала.
Ранее предыдущим собственником, холдингом "Овентал", была проведена дорогая полноценная реконструкция с реставрацией этого здания специально под лофт. Большую часть помещений занимали магазины, офисы и другая коммерция, часть пространства сдавалась под выставки и прочие мероприятия (по похожей модели был построен торговый центр "Охта Молл" с арт–пространством "Охта Lab", закрытым недавно на реконцепцию). Просуществовали "Ткачи" в итоге около 10 лет. Теперь же бывшая ткацкая фабрика им. Анисимова как будто превратилась в обычный бизнес–центр.
Кроме того, в рамках таких проектов часто хотят что–то построить или снести. В 2020–м из–за разногласий с собственником, холдингом "Тандем–Истейт", прекратил работу лофт ArtPlay, работавший в корпусах Центрального конструкторского бюро машиностроения на Красногвардейской пл. Вскоре собственник сам занялся тем же бизнесом, открыв на смену лофт DAA. В ноябре того же года он оформил разрешение на реконструкцию (действует до февраля 2026 года), в результате которой общая площадь может увеличиться более чем на 30%, а высота достигнет шести этажей. При создании "креативного пространства" вместе с гипермаркетом на Уральской ул. были снесены несколько исторических корпусов завода им. Калинина (градозащитникам они напоминали Нюрнберг). На бывшей фабрике "Скороход", где тоже планируется "арт–пространство", несколько старинных корпусов снимаются с охраны. В случае с Новой Голландией снесли часть исторических корпусов (лабораторию Менделеева и радиостанцию, при помощи которой большевики объявили о своей победе).
“
Наверное, должен быть закон, который будет определять порядок создания такого рода креативных пространств. Точно так же, как у нас есть закон о зелёных насаждениях, в котором всё описано, и в том же генплане нарисованы все эти зелёные пунктирчики — контуры (крупных зелёных зон. — Ред.). Благодаря этому более–менее понятно, какие действия должны быть совершены для их реализации. А какие действия должны быть совершены для реализации значка "общественное пространство" — не очень понятно. Был расчёт на то, что комитет по инвестициям или комитет по экономической политике проявит какую–то инициативу и такой акт появится. Но, по–моему, он так и не появился. И то, что эти значки стоят там, где, по сути дела, всё уже совершилось, показывает некую растерянность планировщиков относительно того, что им делать. Программы нет. Целеполагания нет. А за каждым значком, по идее, должна стоять поддержка города, город должен расставлять их очень аккуратно.
Александр Карпов
руководитель экспертной группы комиссии по городскому хозяйству ЗакСа
“
За деньги можно нагнать людей куда угодно. Если людям доплачивать, они даже жить там согласятся. Ответ на вопрос, получилось с лофт–пространством или нет, будет дан, когда закончится бюджет промоушена. В краткосрочном аспекте они все закрываются именно по этой причине. Пока мы раскручивались, всё казалось неплохо. А дальше выясняется, что поддерживать проект можно, но бюджет привлечения туда активностей и людей очень высокий. Более глобальная причина: никого не пугает, что ультрамодный ресторан через 2–3 года закрывается или полностью меняет концепцию. И, когда именно на этот лофт в данном конкретном месте исчезает мода, начинаются проблемы среднесрочного характера. Обычно это происходит на горизонте 2–3 лет. Роль креативного директора — привлечение точек активности, — она весьма высока. Ни одно из этих пространств не работает по принципу "сделали и забыли". Сама их идея — чтобы там всё время что–то происходило.
Андрей Тетыш
председатель совета директоров Агентства развития и исследования недвижимости (АРИН)