В петербургском деловом сообществе продолжается активное обсуждение возможного переноса Большого порта Петербурга. Мнения неоднозначны как со стороны стивидоров, так и со стороны девелоперов, которым территорию порта предстоит осваивать.
Глава "Трансмашхолдинга" Андрей Бокарёв ещё в марте направил президенту Владимиру Путину письмо с предложением удалить Большой порт за границы Петербурга. Перенос терминалов может обойтись в 110 млрд рублей, заявил бизнесмен. А с учётом планирующейся застройки и развития его территории проект оценивается в 550 млрд рублей. Альтернативным вариантом размещения грузового комплекса Бокарёв назвал Усть-Лугу. На месте порта глава "Трансмашхолдинга" хочет создать "флагманский район" Петербурга. Из Кремля письмо передали в правительство РФ и властям Петербурга и Ленобласти с поручением "проработать вопрос".
Губернатор Петербурга Александр Беглов в интервью "ДП" отметил, что городское правительство рассматривает все инициативы, однако прежде всего будут учтены риски и приобретения для города в случае такого решения. В частности, он упомянул возможный перенос существующих терминалов в современный глубоководный порт Бронка и распределение нагрузки на порты Ленинградской области.
При этом владельцы портовых терминалов пока не готовы выезжать из города. Владелец Петербургского нефтяного терминала Михаил Скигин заявил, что расходы будут минимум в три раза выше тех, что приводит "Трансмашхолдинг".
На этой неделе Ассоциация морских торговых портов (АСОП) направила замминистра транспорта Александру Пошиваю коллективное обращение, в котором оценила перенос Большого порта из Петербурга в Усть-Лугу в 3 трлн рублей. В письме Минтрансу они попросили правительство детально проработать перенос Большого порта, прежде чем принимать какие-либо решения.
Читайте также:
Девелопмент
Большому порту готовят неизбежный переезд
Впрочем, девелоперы тоже не очень стремятся осваивать порт. То есть они признают, что проект может быть интересен, но неофициально говорят, что об это пока не думали, слишком много текущих проблем.
"В случае редевелопмента территория Большого порта станет уникальной зоной для создания целого нового района, сопоставимой только с намывными территориями. По нашей оценке, на потенциально освобождённых 660 га большую часть — порядка 80% — должна занять жилая функция. Общий объём жилой застройки, как говорят авторы проекта, может достигать 4,8 млн м2. При этом стоимость участков под строительство жилья может составить около 30 тыс руб. за квадратный метр улучшений", — считает Антон Орлов, руководитель направления земельных участков Colliers.
А вот по мнению генерального директора ООО "Мегалайн" Геннадия Корупятника, перенос Большого порта Петербурга — не самое рациональное решение. "Если же решение всё-таки будет принято, то реализовать необходимо по единому плану, как это делается в Европе. Можно получить первоклассный район города, в котором будут и офисы, и Light Industrial (то есть рабочие места), и общественные пространства. Главное — соблюсти равновесие, чтобы не было перекоса в одну из сторон. Но для этого необходимы совместные усилия властей и девелоперов. Сейчас именно за подобными проектами развития территорий будущее Петербурга. Именно подобный комплексный подход используется при редевелопменте промплощадки Горская", — говорит он.
"Чтобы сделать проект интересным девелоперам, властям необходимо будет разработать ППТ для всей территории, изменить функциональное назначение участков на жилое и, самое главное, — урегулировать имущественные вопросы всех собственников причальных фронтов и портовой инфраструктуры", — уверен Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости группы ЦДС.
Рано или поздно перенос порта должен произойти, уверены некоторые эксперты. Это привычный сценарий для мегаполиса, примеры Лондона и Гамбурга — тому доказательство. "Да и порту объективно некуда развиваться на этой площадке. Локация хорошо подходит для совмещения бизнес-функции и жилья. Такой масштабный проект требует скрупулёзной проработки мастер-плана территории, чтобы не повторять старые ошибки: необходимо проработать инфраструктурные составляющие проекта: транспорт, инженерное обеспечение, социальные объекты. Порт должен стать лицом города, а не очередным районом массовой застройки. Важно внести изменения в план развития сети метро, он у нас часто меняется, можно и ещё раз поменять", — советует Дмитрий Киселев, заместитель председателя правления Охта Групп.
"Мы приняли бы участие в этом проекте, если он будет реализовываться лотами. Кроме строительства жилья мы могли бы взяться за редевелопмент памятников промышленной архитектуры. О цене на этом этапе говорить преждевременно, так как совершенно неясно, в каком состоянии будут передаваться земля и здания", — уточняет он.
С ним солидарен гендиректор инвестиционно-строительного холдинга AAG Александр Завьялов. "Если такая возможность появится, то мы с удовольствием примем участие в этом проекте", — говорит он.
"Территория большого порта очень интересна для девелопмента. Прежде всего, здесь прекрасные видовые характеристики, близость к центру, стратегически удобное местоположение с точки зрения доступности с севера и юга города. Строительство жилья здесь — это сегменты бизнес-класса и элиты. По стоимости на сегодня — в среднем 200-250 тыс. рублей за квадрат. Но территорию надо готовить под строительство — это и прокладка дорожной сети, подключение её к дорожной сети города, и инженерные сети, очень важным будет строительство выезда на ЗСД, который соединяет северные и южные территории. Развитие этой территории даст дополнительный импульс развития всего Кировского района, который пока находится в полудепрессивном состоянии", — констатирует Ольга Ульянова, руководитель департамента маркетинга и рекламы "Полис Групп".
"Разговоры о перемещении порта ведутся не менее 10–11 лет, но перенос такого большого объекта может обойтись не менее 2,8–3,6 трлн рублей, так как потребуются огромные затраты как на строительство новых объектов (они должны отвечать всем современным требованиям и быть оснащены современной техникой и оборудованием), так и на расчистку территорий. Если компенсировать эти расходы за счёт будущих застройщиков, стоимость готового жилья окажется довольно высокой, даже при условии выгодного расположения участка. Но частично компенсируется за счёт торговых объектов и сферы услуг, которая будет арендовать помещения в перспективном микрорайоне. Такие инвестиции может себе позволить очень крупный инвестор или несколько игроков, объединивших усилия", — подчёркивает первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал.
По его словам, второй возможный источник финансирования — городской или федеральный бюджет. Но основные расходы казны направлены на восстановление экономики после кризиса и борьбу с коронавирусом. "Сейчас место для нового порта ещё не определено, у него должны быть высокая транспортная доступность и инфраструктура (или возможность её построить в короткие сроки), удобная местность для возведения причалов", — резюмирует собеседник "ДП".