Технологичные компании из разных сфер увлеклись созданием приложений, в которых объединены несколько собственных или партнёрских сервисов.
В таких приложениях можно пообщаться с близкими, заказать такси или доставку продуктов и купить билет на концерт — всё в одном месте. Супераппы впервые появились в Азии, но сейчас крупные российские компании также развивают подобные проекты. Они вырастают из социальных сетей, банковских приложений и служб заказа такси.
На все случаи жизни
Суперапп — мобильное приложение, которое даёт доступ сразу к нескольким продуктам и сервисам. Программа становится супераппом благодаря экосистеме, в которой объединены сразу несколько функций. Она экономит память телефона, удерживает пользователя на одной площадке и благодаря единой системе помогает лучше анализировать поведение клиентов.
Впервые термин "суперапп" прозвучал в 2010 году. Так основатель канадской компании Blackberry Майк Лазаридис назвал закрытую экосистему из множества приложений. Он считал, что такие программы станут востребованными для ежедневного использования, поскольку в них можно будет выполнять сразу несколько задач.
Популярным понятие "суперапп" стало благодаря азиатским проектам. Например, китайский мессенджер WeСhat с 2011 года разросся до экосистемы собственных и сторонних сервисов, упакованных в одном приложении. Сейчас там можно не только переписываться и созваниваться, но также заказывать такси или доставку еды, покупать билеты в кино, играть, читать новости, записываться к врачу, оплачивать коммунальные услуги и даже жертвовать на благотворительность.
Супераппы стали популярны именно в Азии по нескольким причинам. Во–первых, с их помощью проще расплачиваться — всего 27% жителей этих стран имеют банковский счёт, большая часть транзакций проходит онлайн. Во–вторых, в Китае заблокирован доступ к Google и его сервисам. Из–за этого в стране была свободна ниша, которую затем занял WeСhat. В–третьих, в азиатских странах технологичные проекты получили поддержку государства — в них встраивают не только сервисы различных компаний, но также и государственные услуги.
Ещё один важный фактор — стоимость смартфонов. В Азии пользователи чаще приобретают технику Samsung и Xiaomi, чем Apple. Эти телефоны на момент развития супераппов стоили дешевле американских, но обладали не таким большим объёмом памяти. Так появился запрос на создание "лёгких" и многофункциональных приложений.
Включение всего и сразу
Крупными супераппами в России стали "Яндекс.Go", "ВКонтакте" и "Тинькофф". "Яндекс" пошёл по пути американской компании Uber и собрал внутри приложения "Яндекс.Go", которое изначально разрабатывалось как сервис по заказу такси, услуги доставки продуктов и посылок, каршеринга, а также перевозки грузов. У компании есть ещё один суперапп — "Яндекс.Карты". В нём объединены поиск и изучение мест в городе, навигация и общественный транспорт.
"ВКонтакте" с 2019 года перестало быть исключительно социальной сетью. Сейчас через приложение можно заказать такси "Ситимобил", поиграть в мини–приложения, купить или продать какой–либо товар, а также расплатиться с помощью сервиса VK Pay. При этом экосистема платформы остаётся открытой. В неё могут включить мини–приложение любого разработчика.
По словам руководителя платформы для разработчиков "ВКонтакте" Антона Циварева, важной составляющей их супераппа остаётся общение пользователей. Так как сервис вырос из социальной сети, было необходимо, чтобы пользователи могли комфортно общаться помимо использования дополнительных функций.
"Тинькофф" запустил свой суперапп в 2019 году. Он строится на базе сервисов компании, которые включают финансовые продукты по контролю бюджета и инвестированию, лайфстайл–сервисы по бронированию мест в ресторанах и покупке билетов в кино, маркетплейс с товарами и услугами партнёров и другое.
Вице–президент по развитию лайфстайл–сервисов "Тинькофф" Анна Михина рассказала, что суперапп помогает компании повышать лояльность клиентов: "Для некоторых приложение становится точкой входа во всю экосистему. Например, каждый второй клиент нашей банковской карты становится пользователем и других направлений — инвестиции, мобильная связь, планирование путешествий или оформление страховых продуктов".
Эти крупные компании интегрировали в супераппы сервисы по нескольким отраслям. Но подобные приложения полезны и в случае работы в одной определённой нише. Петербургский девелопер GloraX запустил суперапп, в котором клиенты могут просмотреть витрину новостроек с информацией о проектах застройщика, проверить наличие парковки и коммерческих мест в выбранном доме, а также пообщаться с менеджерами.
Компания планирует включить в приложение возможности онлайн–бронирования и покупки, сервис "умный дом" и возможность оплачивать коммунальные услуги и работу управляющей компании.
По словам президента GloraХ Андрея Биржина, новый клиентский сервис поможет вести эффективную и комфортную коммуникацию с клиентами на протяжении всего пути — с момента покупки недвижимости до проживания в ней.
Больше — не всегда лучше
Не во всех случаях супераппы становятся эффективным решением для улучшения работы с клиентами. Крупные корпорации со множеством направлений с помощью супераппов предлагают пользователям сразу все свои услуги и товары. Небольшим компаниям необходимо сначала развить собственную экосистему и продумать новые сервисы перед тем, как объединять свои услуги в одном приложении.
По словам директора компании — разработчика мобильных приложений 65apps Алексея Чувашова, супераппы актуальны для бизнеса, имеющего большую клиентскую базу. Также он считает, что российским пользователям немного сложнее принимать подобные приложения по сравнению с пользователями из стран, где супераппы существуют уже давно.
"Рынок будет развиваться по пути монетизации пользовательских баз. У кого они больше, те и будут более популярны. Продвижение таких приложений может быть похоже на допродажу — если человек пользуется приложением банка, ему предложат покупать билеты в кино там же. Более того, заметно выйдут вперёд супераппы, установленные на мобильные в рамках исполнения закона о предустановке российского ПО на смартфоны, принятого в 2020 году", — отметил он.
Директор студии разработки цифровых экосистем Heads and Hands Александр Семёнов указывает, что создание супераппа имеет смысл для компаний, которые развиваются как экосистемы. Ещё одна важная черта, по его мнению, — частое использование предложений компании: "Это доказывает практика — супераппы появляются и успешно существуют на базе мессенджеров, соцсетей, финансовых сервисов и сервисов мобильности. В ретейле такой проект можно запустить только после того, как компания построит экосистему. Сделать суперапп сразу не получится, его создание — это результат эволюции самой компании".
Семёнов добавляет, что кроме развития в одном направлении и подключения партнёрских предложений для создания супераппа существует ещё одна стратегия развития — омниканальная: "Она предполагает добавление в экосистему сервисов, которые не связаны с основным продуктом, — в приложение соцсети добавить финансы, интернет–магазины или такси. Но так поступают лидеры рынка, конкуренция с которыми почти невозможна, поэтому для начала стоит сосредоточиться на развитии в своей нише".