Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализует проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в арктическом регионе как в России, так и за рубежом.
Арктические рубежи превращаются в фронтир
В норвежском Тромсё состоялась ежегодная конференция Arctic Frontiers ("Арктические рубежи") — пожалуй, основное западное мероприятие на заполярную тематику.
Политическая специфика момента наложила глубокий отпечаток на то, как прошёл форум. Несмотря на многолюдье и многоголосие, призванные иллюстрировать глобальное единство по вопросам развития Арктики и "циркумполярного сотрудничества", настоящей представительности "Рубежам" недоставало. Это и немудрено: ведь в этом году Россия, самая крупная заполярная держава, воздержалась от полноценного участия в конференции.
В силу данного обстоятельства западным партнёрам пришлось довольствоваться собственным обществом. И сосредоточиться на мейнстримных пунктах собственной же повестки — природоохране, минимизации роли углеводородов в экономике и, конечно же, выстраивании арктического диалога без России.
Последнее представляет собой непростой вызов, ответа на который у Запада пока нет. Дело усугубляется тем, что до 2023 года наша страна официально является председателем Арктического совета — ключевой заполярной межправительственной организации. На "Рубежах" обсуждали различные суррогатные форматы, призванные запустить межарктический диалог вне АС, но явных результатов не достигли. Тем самым подтвердив тот тезис, что международные отношения в Арктике уже давно являются нишевой производной от международных отношений вообще: наладятся вторые — наладятся и первые. И вряд ли наоборот.
Защита для "Якутии"
На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге продолжается строительство атомохода "Якутия" — третьего серийного и четвёртого по счёту судна современного отечественного проекта 22220.
Специалисты Балтзавода провели технически сложную и весьма ответственную операцию: на ледокол были погружены блок-секции защитной оболочки реакторного отсека. Погрузка заняла восемь часов, в течение которых восемь таких секций из стали и бетона массой от 30 до 33 тонн каждая были перемещены на борт судна с помощью четырёх кранов.
Напомним, сдача "Якутии" заказчику — госкорпорации "Росатом" — намечена на 2024 год. Атомоход пополнит группировку российских ледоколов, развёрнутую на трассах Северного морского пути. Именно универсальные (то есть предназначенные для работы как в море, так и в устьях арктических рек) атомоходы проекта 22220 призваны обеспечить устойчивую всесезонную навигацию в западном секторе СМП. Которая нам чем дальше, тем больше необходима в условиях растущей изоляции от Запада.
АПУ запрограммировали на микробиологию
Завершается подготовка к исследовательскому сезону Арктического плавучего университета 2022 года — организаторы определили состав участников экспедиции и утвердили её программу.
Последняя обещает быть весьма интересной как в строго научном смысле, так и с точки зрения возможной практической отдачи. В этом году основной акцент будет сделан на микробиологических исследованиях — участники АПУ-2022 собираются изучать полярные бактерии и вирусы.
С их помощью молодые российские учёные намерены внести свою лепту в решение такой актуальной проблемой современной медицины, как растущая резистентность болезнетворной бактериальной флоры к антибиотикам. Предполагается, что материал, собранный на Новой Земле и Земле Франца Иосифа, даст возможность создать принципиально новые препараты, способные эффективно бороться с чрезмерно "прокаченными" патогенными бактериями. Один из обсуждаемых вариантов — использование арктических вирусов в качестве "киллеров", уничтожающих микроорганизмы, неподвластные существующим антибиотикам.
Дети Арктики едут на юг
Программа "Дети Арктики", получившая федеральный статус в прошлом году, набирает обороты. Тысячи школьников из Заполярья смогут бесплатно посетить детские лагеря в южных широтах России уже этим летом — проживание и проезд оплатят федеральный и региональные бюджеты. Мурманская область собирается отправить "на югá" более 2,7 тыс. детей, арктические районы Карелии — порядка 400; приём заявок на участие в программе идёт в Якутии, Архангельской области и Коми.
"Дети Арктики" — весьма показательный пример успешного масштабирования региональной инициативы. Сама идея этого начинания вызрела в Якутии — в 2019 году глава субъекта Айсен Николаев выступил на IX Международном форуме "Арктика: настоящее и будущее" в Санкт-Петербурге с предложением разработать подобную программу. Концепцию, выдвинутую якутскими властями, поддержали арктические субъекты, оценившие её плюсы. А в марте 2021 года по поручению премьера Михаила Мишустина инициатива "Дети Арктики" была включена в госпрограмму "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской̆ Федерации". Таким образом программа стала федеральной, и на неё были выделены бюджетные деньги.
Для арктических субъектов это своего рода урок: не надо стесняться выходить на федеральный центр со своими предложениями. Он вообще намного более открыт к инициативам с мест, чем это принято думать. И нашим заполярным регионам есть смысл всё шире пользоваться этими возможностями, постепенно трансформируя управление Арктикой в улицу с активным двусторонним движением.
Арктический мусор — в Петербург?
Руководство Карелии продолжает искать применение региону как части Арктики. Один из рассматриваемых вариантов — встроить субъект в программы развития транспортной инфраструктуры Севера.
Так, по словам главы республики Артура Парфенчикова, хорошие перспективы имеются у порта Кемь. В Петрозаводске считают, что порт способен частично разгрузить Мурманск, став связующим звеном между Петербургом и арктическими регионами. Петербургские предприятия могли бы отправлять свои грузы по железной дороге в Кемь, откуда те доставлялись бы получателям из АЗРФ Северным морским путём. В свою очередь, из Арктики в Северную столицу (и Череповец) тем же маршрутом могли бы следовать тысячи тонн металлолома, собранного за полярным кругом, — на утилизацию.
Пока эти планы и намерения, которые находятся преимущественно на бумаге. Запуск упомянутого глубоководного порта — дело как минимум неблизкого будущего: инвестор, собиравшийся вложить в новый объект транспортной инфраструктуры 12 млрд рублей, так и не приступил к работе по проекту. Так что не видать Петербургу арктического мусора ещё годы и годы.