Непривычная для августа жаркая погода вкупе с отменой антиковидных ограничений может вернуть бизнес, ориентированный на туристов, к допандемийным показателям.
В Петербурге с конца прошлой недели вновь наблюдается жара, нетипичная для последнего месяца лета. Так, днём в четверг, 18 августа, столбик термометра поднялся до +30,6 градуса, побив рекорд, державшийся с 1941 года. Из-за высоких температурных показателей в городе объявляли "оранжевый" уровень опасности, означающий опасную погоду с вероятностью стихийных бедствий.
В связи с высоким риском пожаров комитет по благоустройству усилил патрулирование лесов и парков, а музеи Петергофа на фоне аномальной жары сократили рабочий день.
Однако повышенная температура положительно сказалась на турпотоке в сфере водных прогулок, традиционно зависимой от погоды. Если в 2021 году, запомнившемся длительным периодом жаркой аномалии, действовали ограничения по 50-процентной наполненности судов, то в этом отрасль имеет шансы вернуться к доковидным показателям.
"В прошлом году по сравнению с упадочным 2020-м пассажиропоток вырос достаточно значительно, но не достиг допандемийного уровня. Надеемся, что в этом году мы вернёмся на позиции 2019 года, а может и превысим их", — отмечает президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга Владимир Родионов.
Количество пассажиров на судах группы компаний Astra Marine уже превышает допандемийный уровень. По словам директора по развитию ГК Алёны Мясниковой, традиционным спросом пользуются прогулки по рекам и каналам на скоростных катерах, а билеты на ночные рейсы под разводными мостами на теплоходах-ресторанах проданы на несколько дней вперёд.
"Особенно впечатляет спрос на рейсы метеоров в ГМЗ "Петергоф": объём перевозок увеличился в разы. В Петергоф теперь ежедневно отправляется более 20 рейсов из Санкт-Петербурга и более 30 рейсов из Петергофа (вместо заявленных изначально 15 рейсов в каждом направлении)", — констатирует участник рынка.
К доковидному уровню возвращается и рынок гостиничных услуг. По данным компании Hotel Advisors, в период с 1 по 18 августа отели Петербурга были загружены на 84%. В этот же период прошлого года показатель составлял 64%, а в допандемийном 2019-м — 92%. Однако управляющий партнёр компании Сергей Данильченко связывает высокие показатели загрузки совсем не с погодой, а с тем, что август — традиционно высокий сезон, а существенный рост загрузки по сравнению с предыдущим годом вызван совокупностью разных факторов.
"В июле загрузка гостиниц составила почти 79%, что почти дотягивает до допандемийных периодов. В августе продолжается сезонный тренд, характерный для летних месяцев, и приезд большего количества гостей точно не вызван повышенными температурными показателями. Наоборот, если повышается жара, люди не особо стремятся в мегаполисы, а хотят уехать за город. И в этом смысле корреляциях между погодой и количеством гостей может лучше прослеживаться в загородных отелях", — отмечает представитель отрасли.
В подтверждение своих слов эксперт добавляет, что все-таки большинство гостей города на лето традиционно бронировали гостиницы заранее, когда ещё был неизвестен точный прогноз погоды.
Погода также оказала влияние на сферу общепита, перераспределив потоки гостей из стационарных заведений на летние террасы. С другой стороны, в выходные дни горожане и туристы предпочитают посещению ресторанов отдых за городом или на воде.
"Если учитывать фактор, что хорошая погода привлечёт большее количество гостей в наш город, если этому есть подтверждение, то соответственно, вырастет оборот заведений", — комментирует ситуацию вице-президент Федерации рестораторов и отельеров (ФРИО) Леонид Гарбар. При этом эксперт подчёркивает, что сейчас на общепите в первую очередь сказывается отсутствие платёжеспособных туристов из стран Европы.
В Российском союзе туриндустрии (РСТ — Северо-Запад) отмечают, что на фоне непривычной погоды к доковидному уровню возвращается поток внутренних туристов. "Не секрет, что в Северной столице сейчас практически нет иностранных туристов, зато наблюдается бум внутреннего туризма. И фактор хорошей погоды — это дополнительный стимул для роста турпотока в Петербург наряду с сильно ограниченным перечнем зарубежных направлений. Особенным спросом на этом фоне пользуются водные прогулки и экскурсии", — фиксирует директор РСТ на Северо-Западе Екатерина Шадская.
При этом, по её словам, несмотря на увеличение турпотока, роста цен на туристические услуги в городе не наблюдается. "Реагируя на высокий спрос, петербургские компании в первую очередь стремятся нарастить обороты, увеличить количество отправлений и маршрутов", — резюмирует участник рынка.