Меблировка апартаментов под ключ вошла в привычку у инвесторов

Автор фото: Ермохин Сергей

С ростом количества апарт-проектов в Петербурге сформировался отдельный рынок по их оснащению. По оценкам экспертов, его ёмкость составляет 4-6 млрд рублей в год, а основную долю занимают производители мебели.

За первую половину 2022 года в городе было введено в эксплуатацию 16 комплексов апартаментов на 6025 юнитов. Всего на рынке действует 91 проект на 27 796 юнитов, подсчитали аналитики компании Maris. По данным участников рынка, оснащение одного номера обойдётся в среднем от 0,7 до 1 млн рублей. При этом основные затраты приходятся на меблировку. За год ёмкость рынка выросла почти вдвое. Причин этого несколько. Во-первых, увеличилось количество сданных апартаментов, которые надо обставить. Вто-вторых, стоимость мебели за последний год выросла почти на треть.
"По сравнению с прошлым годом цены на материалы для мебельного производства выросли до двух раз, выросли затраты на логистику и сроки поставок импортных комплектующих. Уход целого ряда зарубежных производителей сокращает возможности их выбора и ослабляет конкуренцию между оставшимися. Что также влечёт повышение цен", — говорит генеральный директор VALO Service Константин Сторожев.
При этом меблировку под ключ в апартаментах приобретают почти 90% собственников. "Зачастую это всё апартаменты маленькой площади (Studio и Standard), которые приобретаются в инвестиционных целях. Небольшой процент собственников, чаще это однокомнатные и двухкомнатные номера, комплектуют их самостоятельно", — рассказывает директор по развитию сети апарт-отелей YES Антон Агапов.
Юнит с частичной или полной меблировкой позволяет клиенту существенно сэкономить, так как застройщик закупает мебель по более выгодным ценам. "Ещё одним преимуществом является экономия времени клиента. Приняв юнит, инвестор не тратит время и деньги на покупку мебели, а может сразу его сдавать, не теряя дохода", — считает генеральный директор ЗАО "Первая мебельная фабрика" Александр Шестаков.
Существуют два варианта закупок. Первый, когда УК занимается этим самостоятельно, подбирая материалы, ведя переговоры с поставщиками разных товаров и полный документооборот, нанимая грузчиков, сборщиков и так далее, синхронизируя закупки между собой. Для этого у УК должны быть достаточный опыт, компетенции и понимание того, что они заказывают, — навык говорить на одном языке с мебельщиками. По сути, это должен быть полноценный отдел закупок, который разбирается в мебели, технике, текстиле. В таком случае УК контролирует все процессы и для конечного дольщика является и продавцом пакета оснащения, и непосредственно поставщиком, а также гарантом того, что подобранный пакет меблировки полностью отвечает требованиям апарт-отеля.
Второй вариант — закупка у централизованного поставщика, который может поставить весь пакет под ключ. УК в таком случае сохраняет более мобильный штат, может иметь только "супервайзера", который уже выполняет контроль работы централизованного поставщика, также это несколько упрощает документооборот.
Генеральный директор УК "Начало.Сервис" Кирилл Рузанов утверждает, что экономить на меблировке не стоит. "Можно "наколхозить" разное, сэкономить, предложить стоимость оснащения ниже рынка, чтобы выгодно выделяться на фоне остальных объектов ценой. Только низкая стоимость сама по себе не самоценность — она не берётся из ниоткуда: где-то что-то сэкономлено, где-то снижены затраты. Но в итоге такую меблировку придётся менять через 2-3 года", — отмечает он.
Ключевое требование — функциональность, износостойкость и безопасность. "Нюансов много: от ресурса фурнитуры до углов закругления столешниц. На потребительском рынке можно найти весьма стильные решения, но они могут не выдержать интенсивной эксплуатации в формате краткосрочной аренды. С точки зрения дизайна всё диктуется общей концепцией апарт-отеля и расчётом на целевую аудиторию, её вкусы", — подтверждает генеральный директор управляющей компании PSK Invest (входит в ГК "ПСК") Анна Панова.
С ней согласен Александр Шестаков. "Мы исторически занимались мебелью для отелей и много лет обставляли гостиницы под ключ. Поэтому понимаем, что нужно, — просто, но красиво, эргономично и надёжно. В апартаментах именно такая меблировка востребована. Несколько лет назад Первая мебельная фабрика приобрела швейцарский завод Bruno Piatti. В Швейцарии предприятие как раз занималось меблировкой квартир под сдачу, и его приобрели вместе с пакетом разработанных моделей кухонь и мест для хранения. Сегодня мощности производства позволяют делать большие объёмы мебели — её собирают роботы, а смонтировать на месте можно очень быстро. Например, один из апарт-отелей на 300 комнат обставили всего за 2-3 месяца", — уточнил собеседник "ДП".
"Мы выбираем компании, которые работают с гостиничными сетями и могут предложить решения, выдерживающие стандарты отелей. Требования довольно высокие, пул потенциальных партнёров не сказать что огромный. Но выбор есть, отечественные поставщики и производители предлагают хорошее качество", — резюмирует Анна Панова.