Руководство Следственного комитета продолжает пристально наблюдать за строительной сферой Петербурга. И интересуется уже не только разрушением исторических зданий в центре.
Следственный комитет в начале недели вновь попал в новости строительного рынка. Председатель СК России Александр Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ). Ведомство сообщило: "По версии следствия, неустановленные лица не позднее 27 июня 2022 года на земельном участке, расположенном в г. Сестрорецк, производили земляные работы, связанные с вырубкой зелёных насаждений, выемкой песка и грунта с изменением естественного (природного) рельефа территории, тем самым нарушили правила охраны окружающей среды при строительстве жилого дома".
Ранее сообщалось, что на участке, где запрещено менять рельеф, был вырыт котлован глубиной не менее 3 м и срублены сосны. Речь идёт примерно о 50 сотках на Советском проспекте в Сестрорецке, когда–то принадлежавших детскому саду, а сейчас — владельцу строительной компании КВС Сергею Ярошенко. Местные активисты, которые и привлекли внимание СК к этой стройке, рассчитывают, что вмешательство следователей спасёт участок в районе пляжа "Белая гора".
Четверо первых
Кейс в Сестрорецке — первый для СК в пригороде Петербурга. Градозащитная кампания главы СК стартовала в конце мая этого года, когда Александр Бастрыкин вдруг заинтересовался сносом четырёх зданий в историческом центре. Поводом для реакции стало письмо одного городского и 54 муниципальных депутатов. "В Петербурге наметилась преступная тенденция сноса под предлогом “советскости” или аварийности исторических зданий XIX — начала XX века, которым региональный закон №820–7 “О границах объединённых зон охраны объектов культурного наследия…” гарантирует защиту", — гласил текст обращения в СК.
Под надзор попали манеж лейб–гвардии Финляндского полка на Васильевском острове (застройщик — Legenda), бани Екимовой на Петроградской стороне (группа ПИК), здания Васильевского винного городка на Уральской улице ("Максидом") и дом Лапина на Рижском проспекте, 26А (Setl Group).
Было возбуждено уголовное дело. В превышении должностных полномочий подозревают неустановленных сотрудников комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). По версии следствия, чиновники незаконно меняли год постройки зданий на период позже 1917 года, что позволяло выводить их из–под охраны.
От всех компаний, на объекты которых обратил внимание Александр Бастрыкин, потребовали предоставить документы, а также вызывали девелоперов пообщаться. Как неофициально рассказывали топ–менеджеры, "беседы" шли по 6–8 часов. Впрочем, вся эта активность закончилась ничем. "От нас пока не отстали. Приходят иногда, просят бумаги разные. Но не более того" — так описывает нынешнюю ситуацию руководитель одной из компаний.
В июле Александр Бастрыкин поручил незамедлительно возбудить уголовное дело по факту сноса дома Шагина на набережной Фонтанки. Распоряжение было дано после того, как градозащитники пожаловались на непрекращающиеся демонтажные работы и появление трещин на соседних домах.
Следующий пик комитетской активности пришёлся на август. На этот раз в центре внимания главы ведомства оказался кинотеатр "Слава". Защитить здание бывшего кинотеатра попросила местная жительница, обратившаяся к главе СК от лица детей войны. Главному следственному управлению СК России поручили проверить доводы жителей Петербурга, утверждающих, что здание имеет культурно–историческую ценность. Хотя это вряд ли, ведь торгово–развлекательный комплекс "Слава" на углу Бухарестской улицы и проспекта Славы в Купчино был построен в конце 1960–х годов. После перестройки в нём работало казино.
В сентябре глава СК остановил работы на Большой Морской улице, 51, лит. А, где проходил снос флигелей особняка Салтыковой, поручил проверить законность застройки у Пулковской обсерватории. В конце сентября Александр Бастрыкин поручил организовать проверку в целом микрорайоне — по просьбе жителей Нарвской Заставы, обеспокоенных планами по реновации территории.