Банки рапортуют о рекордном спросе на кредитные карты, сформировавшемся по итогам I квартала 2023 года. "Локомотивом" стали удлинённые беспроцентные периоды и беспроцентное снятие наличных.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в январе–феврале 2023 года в Петербурге выдано 66 тыс. новых кредитных карт. Это на 10% меньше, чем за 2 месяца прошлого года. Однако предварительные оценки спроса в марте позволяют предположить, что результаты текущего квартала окажутся гораздо лучше первой четверти 2022–го. Несмотря на действующие жёсткие ограничения со стороны ЦБ РФ в сфере потребительского кредитования.
Снять лимиты
Минувший 2022 год со всеми его сложностями можно считать успешным: жителями города оформлено 493 тыс. кредитных карт против 503 тыс. за 2021–й. Снижение показателя всего на 3% после резкого взлёта рынка в 2021 году (тогда выдачи подскочили на 31% по сравнению с 2020–м и на 25%, если сравнивать с 2019–м) для большинства кредитных организаций стало своеобразной победой. Суммарно за весь 2022 год объём выданных розничных кредитов в Петербурге оказался на 14% меньше итогов 2021–го (при общероссийском падении на 25%). Без учёта ипотеки, которая занимает более половины объёма, снижение составило около 10%, или 84 млрд рублей. Таким образом, сегмент кредиток проявил себя более защищённым от роста ставок и тем самым показал стабильный спрос.
Согласно прогнозу Банка России, опубликованному в феврале, в 2023 году ожидается рост потребительского кредитования на 8–12%, в 2024–м — на 8–13%. На долю кредитных карт в нём традиционно приходится около 10%. Если предположить, что эффект от агрессивных рекламных обещаний банков окажется положительным, то доля кредиток в розничных портфелях в текущем году может заметно увеличиться.
Косвенно этому помогут и ограничительные меры регулятора. С 2023 года Банк России впервые установил лимиты для банков на выдачу розничных кредитов. С 1 января крупнейшие банки могут выдавать клиентам с высоким показателем долговой нагрузки не больше 25% от всех потребительских кредитов и не более 10% от объёма кредитов со сроком возврата больше 5 лет. ЦБ РФ, вероятно, сможет оценить эффективность собственных мер не ранее лета. Но, как отмечали банкиры, требования регулятора напрямую скажутся на POS–кредитовании (в местах продаж товаров и услуг) и сегменте кредитов наличными.
Карты же более специфический и сложный продукт: с одной стороны, они не обеспечены залогом (для кредитора увеличиваются риски невозврата). С другой стороны, банки могут оперативно вмешиваться в условия продукта — от повышения лимита, если заёмщик "хороший", до полной блокировки карты, если допустил просроченный платёж. Именно здесь для банкиров и проявляется преимущество продукта: устанавливая минимальный лимит при первичной выдаче, по мере изучения поведения клиента они могут начать его постепенно увеличивать. Средний лимит петербуржца по новым кредитным картам, по оценке НБКИ, составляет порядка 90 тыс. рублей при среднероссийском 70 тыс. (по Москве 105 тыс.). Текущий у ранее выданных в 2–3 раза выше.
Дополнительным стимулом для роста выдач стали удлинение беспроцентных периодов (грейс–период) и увеличение размеров кешбэка на фоне полной отмены комиссий за обслуживание карт. Также банки начинают массово отменять комиссии за выдачу наличных с кредитного лимита. Ещё пару лет назад на эти операции были заградительные тарифы — до 10% от суммы выдачи.
Впрочем, за последние 10–15 лет имидж кредитной карты сильно изменился, выйдя из ограниченного ареала использования в массовый продукт (пик выдач был пройден в 2021 году). Улучшается финансовая грамотность пользователя продукта. Банки активно разрабатывают и внедряют привлекательные условия и бонусные программы. Также распространяется совершенно новый тип кредитного продукта — виртуальные кредитные карты. На фоне дефицита пластика это стёрло территориальные границы между потребителем и банком–эмитентом. И ещё больше ужесточило конкуренцию и либерализовало потребительские условия: банку не обязательно иметь отделение в городе, чтобы выдать клиенту карту, а у последнего значительно расширился выбор между доступными карточными продуктами.
“
"В ближайшее время физические карты из пластика не покинут финансовый рынок, но банки сосредотачиваются на выпуске виртуальных карт, клиенты всё чаще их выбирают, не выпуская пластик вообще", — говорит Александр Жуков, руководитель центра карточных продуктов и расчётов Почта Банка. "На рынке также большинство игроков предлагают доставку карты, чем многие клиенты с удовольствием пользуются", — прокомментировали в банке "Синара".
Вертолётная раздача
В городе сейчас ежемесячно выдаётся 40–45 тыс. новых кредитных карт. Практически все участники рынка отмечают, что показатели по сравнению с прошлым годом ощутимо выросли.
"Мы фиксировали рост портфеля и выдач карт в целом по банку как в прошлом году, так и в первые 2 месяца 2023–го, — рассказывает Наталья Зубенко, руководитель центра кредитных карт Росбанка. — Средний чек стабилен. Мы считаем, что карта как инструмент наиболее приемлема в сложные периоды, поскольку нагрузка на клиента с точки зрения минимальных платежей составляет в среднем не более 5% от основного долга, что комфортно позволяет его выплачивать". По её словам, для банка инструмент удобен гибкостью с точки зрения регулирования риска и нагрузки на клиента.
В банке "Открытие" за январь–февраль фиксируют рост выдач в 2,2 раза по сравнению с прошлым периодом, в Почта Банке говорят о ежемесячном приросте (на 15–20% в марте по сравнению с февралём и на 10% по итогам февраля по сравнению с январём текущего года), в ПСБ — на 35%, в "Сбере" и ВТБ схожий существенный прирост.
Точное количество активных кредитных карт в городе неизвестно: по данным Банка России, на 1 января платёжных карт в Петербурге было 19,9 млн, что на 21%, или 3,4 млн, больше, чем годом ранее. Сопоставляя цифры по выданным кредиткам, получается, что они занимают около 15% общего карточного рынка.
“
"С одной стороны, рынок очень конкурентный, с другой — есть весомая доля клиентов, которые до сих пор не пользуются кредитными картами, — рассказывает Алексей Дикарев, старший бизнес–лидер трайба (направления) “Кредитные карты” банка “Открытие”. — Средняя ставка по данному продукту выше, чем по кредитам наличными, но в то же время для карточного клиента ставка не является определяющим критерием при выборе продукта. В первую очередь он обращает внимание на платность, длительность беспроцентного периода, величину кешбэка, возможность пользоваться наличными бесплатно".
Несмотря на разнообразие преимуществ на рынке кредитных карт, рынок условно развивается в двух направлениях: для тех, кому важен беспроцентный период, и тех, кто активно пользуется кредитными средствами.