Трансформировать автокластер Петербурга, похоже, будут руками правительства. планы по перезапуску уже трёх автозаводов озвучили власти и госкорпорации.
На бывшем предприятии Toyota концерн ВКО "Алмаз–Антей" может начать выпуск тягачей БАЗ и электрокара E–Neva. На Nissan, также перешедшем в собственность государства, запустят сборку Lada. А бывший завод GM потеряет автомобильный профиль на ближайшие годы и превратится в городской супертехникум.
Автокластер Петербурга последние 20 лет развивали силами иностранных инвесторов, которых власти стимулировали искать поставщиков на территории России. С прошлой весны он по сути обнулился: заводы остановили конвейеры, сославшись на сложности с поставками комплектующих. К осени Toyota и Nissan закрылись. К концу года заговорили о консервации Hyundai. По итогам 2022–го автопром Петербурга обвалился на 90,2%, а в январе–феврале 2023–го продолжил падение — на 97,7%, подсчитал Петростат.
Теперь центром консолидации активов российского автопрома стало государство. Взятие им под контроль автомобилестроительной отрасли оправданно: в сложившихся экономических условиях дестабилизированы логистические схемы и каналы финансирования, а также ограничен доступ к зарубежным разработкам, замечает заведующий кафедрой менеджмента Северо–Западного института управления РАНХиГС Игорь Сергеев.
Финансовые показатели автозаводов Петербурга в 2021 году (млрд рублей)
Аналогичные эпизоды в мировой истории бывали: власти стран в разные годы контролировали Volkswagen, Renault, General Motors, а также китайскую FAW, напоминает он. "Основными причинами участия правительств были потрясения политического характера, кардинальные изменения рыночной конъюнктуры и заказы оборонного значения", — говорит Игорь Сергеев.
В ожидании перезагрузок
На минувшей неделе стало известно о планах на бывший завод Toyota государственного концерна "Алмаз–Антей". "Прорабатываем вопрос с “Алмаз–Антеем” по производству E–Neva на бывшем заводе Toyota", — сказал журналистам вице–премьер Денис Мантуров.
Прототип E–Neva продемонстрировали летом 2022–го, а в январе показали уже экспериментальный образец автомобиля. Тогда же презентовали и полноприводный гражданский грузовик БАЗ–S36A11. Правда, первый образец выпустил Брянский автозавод. "В принципе мы можем на площадке Toyota — потому что она более современная — собирать такие машины. Мы как раз, следуя такому сценарию, дадим рабочие места и загрузим производство, которое сейчас есть на Toyota", — сказал чуть позже замглавы "Алмаз–Антея", гендиректор АО "Обуховский завод" Михаил Подвязников. Сертифицировать тягачи БАЗ и начать производство могут уже в середине 2024 года.
По оценке автоэксперта Дениса Гаврилова, выпуск E–Neva в 2026 году — пока больше из области футурологии. "Конечно, хотелось бы видеть производство этого автомобиля в Петербурге, но рынок электрокаров в России по–прежнему не получил серьёзного импульса к развитию, — поясняет он. — К тому же непонятно, будет ли отвечать трендам этот автомобиль в 2026 году". Например, если E–Neva рассчитан на литийионные аккумуляторы, то через 3 года в тренде могут быть натрийионные батареи: они уже сейчас появляются в моделях ведущих производителей электрокаров, уточняет эксперт.
Планы о перезапуске завода Nissan озвучили уже некоторое время назад. Напомним, предприятие, выпускавшее модели X–Trail, Qashqai и Murano, перешло АвтоВАЗу и будет переименовано в "Lada — Санкт–Петербург". В апреле на конференции автоконцерна в Сочи дилерам показали конкретную модель — Lada X–Cross 5. "Похоже, все кроссоверы Lada питерской сборки будут называться X–Cross. Позже представят более крупный кроссовер. Седаны, как я думаю, будут иметь другое обозначение", — написал в telegram–канале главный редактор журнала "За рулём" Максим Кадаков, опубликовавший также фото автомобиля.
"Легко догадаться, что Lada X–Cross 5 — это FAW Bestune T77. Да это и не было секретом", — добавил он. Таким образом, с учётом планов по запуску конвейера уже летом 2023 года, вероятно, речь идёт о крупноузловой сборке с китайским партнёром. Таким образом, модельный ряд петербургской площадки будет отличаться от выпускаемого в Тольятти.
По оценке экспертов, объявленные планы АвтоВАЗа выглядят реалистичными. "Во второй половине года мы точно увидим первые автомобили Х–Cross 5 на дорогах. Проект очень похож на историю марки “Москвич”. Но отличие в том, что здесь им управляет предприятие, более весомое и статусное в силу объективных причин", — рассуждает Денис Гаврилов.
Рестарта этой площадки ждут и автодилеры. Это позитивный сигнал для рынка: крупный автопроизводитель страны вводит в эксплуатацию новую площадку и расширяет модельный ряд, говорит директор по развитию компании "Прагматика" Александр Шапринский. Представленный Х–Cross 5 входит в сегмент кроссоверов, где высока конкуренция со стороны китайских и российских марок, включая "Москвич", отмечает он. При этом, по мнению Шапринского, появление АвтоВАЗа в самом популярном сегменте российского авторынка — огромный шаг вперёд. "Надеемся, что модель также будет включена в госпрограммы поддержки рынка", — добавляет собеседник "ДП".
Бывший завод General Motors, перешедший в 2020 году южнокорейскому Hyundai, взять в руки на следующие 5 лет намерены власти Петербурга. Там хотят открыть крупный образовательный центр подготовки кадров для растущих отраслей промышленности. Оборудование для него уже закупили, пояснял вице–губернатор Кирилл Поляков.
Рыночные перспективы
Туманным остаётся будущее крупнейшего автозавода города — "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (ХММР). Предприятие не выпускает машины уже год. Впрочем, концерн не объявлял об окончательном уходе из России (хотя в 2023 году приступил к сокращению штата и консервации некоторых цехов). В Петербурге выпускали модели Solaris и Creta, а также Kia Rio. В феврале появилась информация о том, что завод может перейти компании "Астана Моторс" из Казахстана, официальных подтверждений этого не последовало.
По данным открытых источников, дилеры ввозят в Россию седаны Hyundai Accent (они же Hyundai Solaris) казахстанской сборки. Поставляет ли машинокомплекты "сборочному" партнёру в Казахстане ХММР, неизвестно.
Как полагают эксперты, опрошенные "ДП", если на этой площадке снова запустят конвейер при участии корейского концерна, за его судьбу не стоит беспокоиться: эти машины найдут своего покупателя.
Добавим, что завод Ford в соседней Ленобласти, ставший первым в России иностранным автопредприятием полного цикла, давно распродал оборудование. А площадка, кажется, утеряла автомобильное направление: её часть арендовал один из покупателей российских активов IKEA — петербургская компания "Слотекс".
Сколько займёт период трансформации петербургского автокластера и удастся ли снова загрузить заводы, пока можно только гадать. Вероятно, правительство не останется на этом рынке навсегда, полагает Игорь Сергеев. "В дальнейшем в целях повышения рыночной эффективности целесообразен возврат к прежней схеме при очевидном усилении роли российского и азиатского частного капитала", — полагает он. При этом государство должно сохранить частичный контроль над отраслью, так как она выпускает и продукцию двойного назначения, резюмирует эксперт.