Бывший совладелец обанкротившейся группы "Балтийский берег" Михаил Бобров возвращается в бизнес. Он стал бенефициаром двух активов по переработке и разведению рыбы, ранее перешедших Сбербанку.
В апреле Михаил Бобров (№ 126 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2016, после этого в рейтинг не попадал) стал владельцем ООО "СБК КЗМ Плюс", которое в свою очередь является единственным собственником петербургского ООО "Торговый дом “Балтийский берег”", говорится в данных СПАРК.
Чуть ранее бизнесмен стал бенефициаром мурманского ООО "Русский лосось". В марте 2023 года эта компания перешла в собственность ООО "Биоресурс", которым в свою очередь владеют сам предприниматель (51%), москвич Илья Горбатский (24,63%), председатель Коллегии адвокатов города Москвы "Меклер и партнёры" Владимир Меклер и ещё несколько физлиц.
В течение последних лет петербургский и мурманский активы контролировали структуры Сбербанка: они перешли ему как кредитору в ходе банкротств. Весной 2022 года банк вышел из состава учредителей "Русского лосося", в апреле 2023–го — из ТД "Балтийский берег", вернув таким образом непрофильный актив прежним владельцам. Возможно, на условиях восстановления бизнеса и возврата займов, поскольку доли новых собственников находятся под обременением в пользу "Сбера".
Крушение и попытка вернуться
Группа "Балтийский берег" владеет фабриками в Петербурге, деревне Пеники Ломоносовского района Ленобласти и в Вязьме, говорится на её сайте. На площадках производят рыбные консервы, салаты из морской капусты и морепродуктов, рыбные пасты и паштеты, имитированную икру и другое. По собственной оценке, компания ежегодно перерабатывает 70 тыс. тонн продукции и занимает 23% российского рынка. По данным открытых источников, производственными площадками на данный момент управляет ООО "ТД “Балтийский берег”".
В 2015 году положение холдинга ухудшилось настолько, что основное юридическое лицо — ЗАО "Балтийский берег" — инициировало в суде собственное банкротство.
В ходе разбирательств представитель компании пояснял: поводом для банкротства стал резкий рост рублёвой стоимости валютных кредитов, а также удорожание импортных товаров, необходимых для деятельности холдинга (курс доллара с ноября 2014–го по август 2015–го вырос на 45%). Финансовое положение ЗАО действительно ухудшалось: к сентябрю 2015 года его кредиторская задолженность превысила стоимость активов и достигла 9,7 млрд рублей. В 2016 году в компании ввели внешнее наблюдение, в 2017–м — конкурсное производство.
Однако на дальнейшем бизнесе "Балтийского берега" это банкротство не отразилось. Продукцию начало выпускать юридическое лицо со схожим названием — ООО "ТД “Балтийский берег”". Его владельцем стала структура Сбербанка — ООО "СБК КЗМ Плюс" (принадлежащее в свою очередь ООО "СБК Стекло" и ООО "СБК Проект"). В те годы компания не поясняла, как и почему ЗАО "Балтийский берег" передало имущество новому юрлицу, но опубликованные документы суда раскрывают некоторые подробности.
Так, компания "СБК КЗМ Плюс" в ходе банкротного процесса выкупила крупные долги холдинга у других кредиторов. По подсчётам "ДП", в разные годы ООО "СБК КЗМ Плюс" консолидировало долг Россельхозбанка (2,9 млрд), Сбербанка (2,1 млрд рублей), Энергомашбанка (250,4 млн), банка "Интеза" (309,8 млн) и Юникредит Банка (118 млн). Чуть позже компания также выкупила на торгах склад в Ленобласти, автопарк на 110 единиц, движимое имущество, дебиторскую задолженность (перед поставщиками) и товарные знаки, принадлежавшие обанкротившемуся ЗАО "Балтийский берег". Об этом свидетельствуют сообщения, опубликованные в Едином федеральном реестре сведений о банкротствах.
При этом сохранение бизнеса под руководством одного крупного кредитора вызвало недовольство других. В их число вошёл бизнесмен Яков Перкаль–Проворный: он пытался привлечь к субсидиарной ответственности по долгам материнского ЗАО как ООО "ТД “Балтийский берег”", так и "СБК КЗМ Плюс", заявляя, что весь бизнес перевели на другое юрлицо по договорам аренды и передачи прав на товарный знак. Представители другой стороны возражали: по их словам, имущество компании сдали в аренду, чтобы рассчитаться с кредиторами, а долги и вовсе выкупили у независимых кредиторов.
В дальнейшем рыбный бизнес, хотя и был непрофильным активом Сбербанка, стал набирать обороты. Так, выручка ООО "ТД “Балтийский берег”" выросла с 9,5 млрд рублей в 2020 году до 20,4 млрд в 2022–м. Чистая прибыль за этот же период увеличилась с 276 млн до 1,1 млрд рублей, говорится в данных СПАРК.
Добавим, что почти одновременно с банкротством ЗАО "Балтийский берег" в Мурманске потерпел фиаско другой бизнес холдинга. В компании "Русский лосось", которая вела деятельность на нескольких участках Баренцева моря, в 2015 году случился падёж рыбы, во многом из–за этого было инициировано дело о банкротстве и этой компании. Долг "Русского лосося" на тот момент оценивался в 5,1 млрд рублей, говорится в материалах дела. В 2018 году стороны подписали мировое соглашение. По словам источника "ДП", компания обязалась погасить 60% долга до конца 2023 года и 40% — до конца 2024–го, за исключением требований Федеральной налоговой службы (эти средства оплатили раньше). Контроль над ООО "Русский лосось" также установили структуры Сбербанка.
После этого состоялась попытка возродить компанию: так, в 2019 году "Русский лосось" провёл зарыбление в одной из бухт Баренцева моря — первое после банкротства. После этого компания начала генерировать выручку. В 2022 году этот показатель составил 7,6 млрд рублей, а чистая прибыль ООО "Русский лосось" достигла 5,1 млрд, говорится в "Контур.Фокус".