Неравные соперники: рестораны с доставкой столкнулись с новой угрозой

Автор фото: Михаил Тихонов

Ресторанов, предлагающих услугу доставки, стало значительно больше. Но конкурировать им теперь приходится не только друг с другом.

Согласно данным совместного исследования агентства Data Insight и Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО), с 2020 по 2022 год доля общепита, предлагающего доставку, выросла и составила 61% от общего числа ресторанов в России. Это в 1,5 раза больше, чем в 2020 году. В рамках исследования были опрошены более 15 тыс. ресторанов в 87 городах России.

Догнали столицу

В регионах распространённость ресторанов с доставкой уже приблизилась к уровню Москвы. При этом в Петербурге в 2020 году доля заведений с такой услугой была минимальной. Но к 2022–му Северная столица догнала московский регион, а разрыв между регионами с наибольшей и наименьшей долей заведений с доставкой сократился более чем в 2 раза. В 2020 году более половины общепита в Москве (52%) и Московской области (53%) уже имели доставку — это на четверть больше, чем в других городах с населением более 100 тыс. человек. Там этот показатель составлял около 40%.
В среднем доставка занимает 24% всех заказов в ресторанах — её вклад увеличился в 1,6 раза. 17% заведений в России используют только собственную доставку, 29% — только внешние сервисы, а 15% сочетают оба варианта. Рестораны с высоким средним чеком (2,5 тыс. рублей) имеют более высокую долю собственной доставки — 45%. Но чаще всего доставку подключает общепит со средним чеком от 500 до 1,5 тыс. рублей. 29% ресторанов, которые в настоящее время не предлагают доставку, планируют подключить её в течение 1–2 лет.
Обычно рестораны предлагают клиентам несколько способов сделать заказ. Например, больше половины (53%) рекомендуют использовать телефон, у трети (33%) есть собственные сайты для онлайн–заказа. И только 8% заведений используют бота в Telegram для онлайн–заказа.
В дополнение к существующим услугам появляются различные типы сервисов, предоставляющих витрины и логистику как для крупных, так и для малых ресторанов. Они позволяют ресторанам настраивать процесс заказа и доставки индивидуально.
"Доставка еды — это закономерный этап эволюции ресторанной отрасли. Развивается культура потребления, запросы клиентов становятся более разнообразными. Гости приходят в ресторан за общением, впечатлениями, атмосферой, но в то же время мы видим, что растёт спрос на удобство питания. Самый удобный способ поесть без лишних усилий — заказать доставку. Современные посетители, особенно молодые, любят использовать технологии для получения ресторанных услуг. Для них онлайн–заказ — это возможность познакомиться с новым заведением. Для ресторана — это возможность привлечь новых лояльных гостей", — говорит Игорь Бухаров, президент ФРиО.

Обратный процесс

Генеральный директор INFOline Иван Федяков называет данные исследования несколько устаревшими. "Data Insight совместно с Федерацией рестораторов и отельеров России продают прошлогодний снег. Мы много лет глубоко изучаем общепит. Омниканальность давно стала ключевым фактором развития участников этого рынка. Потребители хотят заказывать еду в любом месте и в любое время, и омниканальность обеспечивает разнообразие каналов продаж, их совместную работу", — подчеркнул он.
К омниканальности INFOLine относит не только приём онлайн–заказов и собственно саму доставку, но и мультиформатность заведений, коммуникацию c потребителем через мобильное приложение, агрегаторы, соцсети, киоски самообслуживания, функции click&collect, qr–меню и т. д.
"Я бы сказал, что на рынке пошёл уже обратный процесс. Не все могут доставлять из–за повышенных затрат и даже отказываются от доставки. В e–grocery готовая еда продаётся по цене от 59 до 130 рублей за порцию, комплексный обед из супа, салата и второго блюда обойдётся в 299 рублей. Конкурировать с такими ценами рестораны не могут, а низкие доходы населения отражаются на желании экономить и тут. Ещё огромная проблема с монополизацией рынка после поглощения “Яндексом” компании “Деливери”. Все ждут выкручивания рук. Пока “Яндекс” не торопится этого делать, но все понимают, что это только вопрос времени", — уверен Федяков.
Эксперт предрекает, что в ближайшее время структура доставки начнёт меняться. Более агрессивные и технологичные e–groсery компании, такие как "Самокат" и "Лавка", делают ставку на готовые блюда — это дополнительно будет оттягивать продажу у общепита. Например, у "Лавки" уже давно работает фабрика–кухня и компания продолжает наращивать мощности.
Авторы исследования с пессимистичными прогнозами не вполне согласны.
"Ещё вчера доставка была спасительной стратегией для выживания в пандемию. Сегодня это полноценный канал продаж для ресторанов. В рамках запуска доставки ресторану необходимо решить большое количество логистических, финансовых, операционных задач: адаптировать меню, выбрать удобную и качественную упаковку, запустить витрину, научиться маршрутизировать курьеров, настроить приём оплаты. Кто–то делает это своими силами, кто–то делегирует внешним сервисам, которых сейчас на рынке немало. Кроме того, для разных типов заведений приоритетом становятся разные факторы: где–то принципиальна минимальная стоимость доставки, где–то важнее премиальный сервис. Ресторанная доставка — это динамичный рынок, и мы с интересом наблюдаем, как он развивается", — говорит Ольга Пашкова, старший аналитик Data Insight.