Культурную столицу очередями в музеи и театры не удивишь, но столпотворение на Театральной площади в Москве в этом году стало чем–то особенным. Люди встали в очередь за билетами на "Щелкунчик" в Большой театр в ночь на 4 ноября, за несколько часов до официального старта продаж, но и к середине месяца очередь не исчезла, напротив: когда в кассах появились билеты на представления на самые новогодние даты, с 29 по 31 декабря, ажиотаж усилился.
Сайт Большого не выдержал наплыва театралов и рухнул в самом начале онлайн–продаж, билетов на большинство показов на нём давно нет, а за оставшимися надо охотиться по графику. Всего Большой театр даст 24 спектакля, которые с учётом вместимости исторической сцены смогут увидеть около 40 тыс. человек, но, как пояснил генеральный директор Владимир Урин, увеличить количество показов театр не может из–за физических возможностей артистов.
Физическим возможностям фанатов балета можно только позавидовать: героиней СМИ и соцсетей стала пенсионерка из Красноярска, которая 59 часов провела в очереди, чтобы получить вожделенный браслет. Браслет с номером в другой очереди — непосредственно в кассу за самим билетом. Многие на Театральной стояли семьями, сменяя друг друга. Люди приходили с термонакидками, обустраивали стихийные столовые и даже спальные места, не обошлось без драм — с давками, обмороками и задержаниями (тех, кто влез без очереди), а также взаимными жалобами: на Большой пожаловались из–за ненадлежащей организации продажи билетов, а театр призвал к ответу организаторов неформальных стихийных очередей. Против спекулянтов возбудили уголовное дело. Резонанс вокруг очереди дошёл до Госдумы: депутату Александру Хинштейну пришлось опровергать слухи о льготной продаже билетов для парламентариев.
Эксперты спорят, стал ли ажиотаж вокруг "Щелкунчика" новым феноменом современности, советский ли это пережиток, мода, потребность или что–то ещё. Подобный культурный подвиг наблюдался в 2016 году у Третьяковской галереи: "очередь на Серова", растянувшаяся на километры, стала интернет–мемом и символом тяги россиян к искусству.
Легендарный балет Чайковского "Щелкунчик" в предновогодние дни дают десятки площадок по всей стране, в Петербурге можно найти "Щелкунчиков" на любой вкус и по вполне реальным ценам. Билет в Большой для многих — непозволительная роскошь, доступная разве что раз в жизни: та самая сказка в том самом месте. А чего не сделаешь ради мечты.