Обязательная сертификация вряд ли подтолкнёт самозанятых бьюти–мастеров к возвращению на работу в салоны.
Продолжается обсуждение инициативы Торгово–промышленной палаты о введении сертификации самозанятых, работающих в сфере красоты и здоровья. Индивидуальные предприниматели обязаны иметь медицинскую книжку, использовать только сертифицированные расходники и оборудование, стерилизовать рабочее пространство, иметь документы, подтверждающие прохождение обучения, а также заключать договоры на обслуживание медтехники и на вывоз отходов. От самозанятых мастеров всё это не требуется. В результате при одинаковой выручке частный мастер может получить прибыль в 3 раза больше.
Однако эксперты рынка считают, что сертификация не сможет гарантировать качественное оказание услуги и добросовестную обработку рабочего места и инструментов.
Цена диплома
Основатель сети студий маникюра "Зефирка" Александра Вайленко отмечает, что стоимость услуг у самозанятых профессионалов и трудоустроенных в салонах красоты может быть примерно одинаковой. Самозанятые, серьёзно выстраивающие свой бизнес, обычно не демпингуют, они несут затраты на аренду кабинета, дорогое оборудование, рекламу и помощников. В то же время на рынке присутствуют много сетевых заведений экономкласса, которые могут позволить себе за счёт потока держать низкие цены.
По данным анализа маркетплейса YouDo.com, спрос на категорию услуг "Красота и здоровье" в Петербурге в январе–феврале 2024 года вырос на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средняя стоимость за услугу составила 1372 рубля. В топе процедур у жителей Северной столицы оказались ногтевой сервис, стрижка и укладка, тату и пирсинг, а также брови и ресницы. Средняя стоимость маникюра составила 1207 рублей, услуг парикмахера — 1189 рублей, тату и пирсинга — 1591 рубль, ухода за бровями и ресницами — 1401 рубль.
Эксперты отмечают, что изменение стоимости услуг самозанятых мастеров зависит от того, как именно будет проводиться сертификация, если её всё–таки введут, и в какую сумму обойдётся обучение.
"Сейчас можно получить диплом и за 3–5 тыс. рублей. Есть курсы за 30 тыс. рублей. Возможно, кто–то отсеется из экономсегмента, а кто–то поднимет цены", — говорит Александра Вайленко.
Пробелы в кодексе
В целом мнения специалистов разделились. Президент Ассоциации предприятий и профессионалов индустрии красоты (АПИК) Лялья Садыкова считает, что сертификация не актуальна и не несёт полезного функционала. Нововведение может скорее стать очередным неналоговым платежом. Клиента не интересует, есть ли у мастера диплом, подтверждающий квалификацию. Ему важно качество и результат.
Эксперт добавляет, что сертификация не поможет и снизить риски причинения вреда. Конструктивным решением могло бы стать введение правил в отрасли. Например, запрет на приём клиентов на дому. "Это в принципе и сейчас прописано в СанПиН. Однако Налоговый кодекс этого не учёл, предлагая режим самозанятых, и не определил, где они могут работать", — объясняет Садыкова.
По словам Александры Вайленко, единая сертификация будет полезным шагом для роста рынка и для того, чтобы клиенты начали получать одинаково качественные услуги независимо от того, к кому они обращаются.
По мнению руководителя парикмахерских "Букля" Кирилла Ерёма, для российского потребителя важен сервис. Приходя в салон, люди ожидают получить не только услугу, но и обслуживание от администраторов и места в целом.
Дома стены помогают
"ДП" уже неоднократно писал о том, что после пандемии многие салоны красоты пострадали из–за ухода опытных мастеров в самозанятые. Лялья Садыкова напоминает, что налоговая нагрузка на бизнес несоизмерима с налогом для отдельных мастеров, хотя разницы в услуге нет. Но дома мастер заплатит 4%, а в салоне — 13%. И работодатель отдаст ещё 35%, не считая различных неналоговых сборов. По мнению экспертов, сертификация вряд ли замотивирует частных специалистов вернуться в салоны.
"Дело в том, что у работающих на дому есть какая–то подоплёка. У меня, например, это большая семья, с которой надо справляться. Мне нужен индивидуальный график, и тот, который предоставит владелец салона, вряд ли подойдёт. Мы будем друг для друга неудобны", — аргументирует самозанятый мастер маникюра Екатерина.
По её словам, сертификация лишь добавит бумажной волокиты. Разница между ИП и самозанятым заключается в дополнительном контроле. К частным мастерам не приходит на дом проверка. В салонах же владельцы знают, что в любой момент могут получить визит от Роспотребнадзора. Однако во всех случаях соблюдение санитарно–гигиенических норм можно сымитировать.
"Самозанятые также выбивают чеки. Я полностью отчитываюсь за каждую копейку. У нас не меньше работы, чем у ИП. При желании мы тоже можем предоставить документы и оформить все уголки", — утверждает Екатерина.
Александра Вайленко отмечает, что салонам нужна конкуренция с самозанятыми, чтобы развиваться. Сертификация лишь очистит рынок от непрофессионалов. "Я бы сказала, что на рынке есть дефицит хороших специалистов. Если салон развивает свою корпоративную культуру и корректирует стандарты, то он притягателен для кандидатов. Самозанятость — это не просто открыть кабинет и принимать очередь из клиентов. Есть много бизнес–процессов, которым надо учиться. Не каждый готов брать на себя эту ответственность. Многие мастера, которые работают у нас, пришли из самозанятости. Среди них есть даже бывшие владельцы небольших студий. Они осознали, что хотят заниматься чисто ремесленничеством", — делится основатель сети "Зефирка".
Погоня за потоком
Не все салоны ощущают дефицит мастеров. Кирилл Ерёма подчёркивает, что парикмахерские "Букля" присутствуют на рынке 13 лет и за это время коллектив устоялся. "У всех есть мысль — зачем отдавать половину своей стоимости, если можно работать на себя. Но, столкнувшись с реальностью, мастера понимают, что вести бизнес не так просто", — отмечает специалист.
Появляются и новые издержки. Сейчас большинство клиентов предпочитают записываться онлайн, а для этого нужно включать систему записи. Обычно самозанятые работают на Dikidi — это одна из самых недорогих систем онлайн–записи, но она тоже требует расходов.
Кроме того, самозанятый мастер должен самостоятельно обеспечивать себе поток клиентов и закупку товаров для работы. Многие принимают гостей в коворкингах, и временные интервалы между двумя клиентами могут быть огромными. Поработав в таком режиме пару месяцев, мастера понимают, что формат для них невыгоден, и начинают записывать постоянных гостей, ориентируясь на себя. В итоге клиенты, привыкшие к сервису, возвращаются в салоны.
“
"По моему мнению, мастера уходят в самозанятость от недостатка финансового образования. Увидев большой поток постоянных клиентов в салоне, работник не задумывается, что для поддержания такого ритма придётся подключать навыки маркетинга и менеджмента. Также если мастер работает дома, у него нет притока новых посетителей. Он не сталкивается с новыми проблемами, не видит, как работают другие мастера, какие запросы идут от клиентов", — заключает Кирилл Ерёма.