Кадры на подбор: HR–технологии стали приоритетом для инвестиций

Автор фото: vostock-photo
Автор фото: vostock-photo

Руководители служб персонала считают HR–технологии главным приоритетом для инвестиций.

В 2024 году HR–аналитика вошла в число приоритетных направлений автоматизации. Согласно исследованию Gartner, это характерно для компаний, которые инвестируют в HR–технологии, обучение и развитие персонала, управление кадровыми ресурсами, а также хотят повышать эффективность этих процессов, опираясь на метрики.

Для чего нужны HRM–системы

HRM–системы (Human Resource Management) — это комплексные программные решения, которые автоматизируют и оптимизируют процессы, связанные с управлением персоналом в организациях. С помощью HRM–системы бизнес может фокусироваться на стратегии: быстро и эффективно нанимать в штат сотрудников, адаптировать их, развивать и обучать. Обычно такие системы нужны для закрытия точечных или комплексных задач в HR — подбора персонала, адаптации, обучения, работы с вовлечённостью, информирования, кадрового делопроизводства и так далее.
Потребность в HRM–системах возникает по мере роста численности сотрудников. "Когда у вас стартап из 10 человек, вы можете всю информацию донести на личной встрече. Если в компании 500 сотрудников в пяти филиалах, наличие централизованных каналов коммуникации (таких, как портал) может прямо влиять на бизнес. Опять же, когда у вас два удалённых сотрудника, затраты на пересылку документов курьерами не так критичны. А когда их сто, возможно, стоит подключить систему электронного документооборота. Это вопрос окупаемости", — объясняет HR–директор iConText Group Вячеслав Золотарёв.
По его словам, за последние 10 лет HRM–системы эволюционировали. Сначала они пробовали автоматизировать и "закрыть" собой функции кадрового делопроизводства, подбора, адаптации, геймификации и обучения. В современном HR наблюдается тренд на комплексную работу с задачами. На рынке появились новые игроки.
"Из–за этого сейчас многие находятся на перепутье — или ты получаешь всё и сразу, но на среднем уровне, или получаешь отличный уровень, но лишь по узкой задаче. Покупка или разработка оптимального стека продуктов, который будет приносить пользу бизнесу, — важная задача современного HR", — добавляет Вячеслав Золотарёв.

Какие технологии используются для автоматизации HR–процессов

При оптимизации HR используется набор профессиональных технологий — модули администрирования штатного расписания, шаблоны кадровых приказов, табельный учёт, расчёт заработной платы и т. д. Управленческий и IT–инструментарий — это специализированные компоненты ERP–систем (например, 1С или SAP). Но по мере развития функционала эти технологии всё больше проникают в глубинные процессы управления персоналом, подчёркивает эксперт по цифровой трансформации Олег Логвинов.
"В период пандемии стал актуальным вопрос о контроле удалённой работы. Всем потребовалось ПО, позволяющее не только ставить задачи, но и контролировать, чем занят сотрудник на удалёнке. Стало нужно отслеживать время, проведённое за компьютером, какие файлы и контент он генерирует и как выглядит его календарь совещаний и встреч. За счёт профессиональных IT–систем эту задачу удалось решить. Теперь, по мере развития мобильных приложений и искусственного интеллекта, можно реализовывать персонифицированный подход к анализу и воздействию на поведенческие модели сотрудников. Например, когда речь идёт о предупреждении раннего выгорания специалиста", — комментирует Олег Логвинов.
По данным Nexign, специалисты HR–департаментов крупных компаний в первую очередь заинтересованы в отслеживании общих HR–метрик — численности и текучести кадров, показателей по достижению целей, рекрутинга и найма. Компания разработала модуль "Аналитика" для Neon HRM — решения по автоматизации HR–процессов. Он использует данные всех модулей комплексной системы и визуализирует числовые показатели. Как отмечают в пресс–службе Nexign, это помогает компаниям принимать обоснованные решения, оптимизировать затраты, повышать производительность труда и улучшать финансовые результаты.
Оптимизация HR–процессов упрощает рутинные дела, чтобы освобождать ресурс сотрудников HR–отделов для решения более трудных или нестандартных задач.
"Операционные процессы от найма до увольнения можно передать технологиям, роботам или системам. Голосовые боты вполне могут самостоятельно обзвонить кандидатов и провести предварительные интервью, пока HR–специалисты составляют долгосрочные планы развития для сотрудников, обучают и мотивируют их на тренингах", — объясняет директор по персоналу "Юнилевер Русь" Татьяна Сорокина.
В компании уже внедрили платформы для подбора, адаптации и обучения, а также занимаются разработкой единого цифрового профиля сотрудника с фокусом на карьерное развитие и результативность. Также сотрудники "Юнилевер Русь" пользуются кадровым электронным документооборотом в приложении UHRCare. Оно позволяет управлять операционными запросами и взаимодействовать с HR–командой.
В iConText Group также оптимизированы основные HR–блоки — в компании есть электронный кадровый документооборот, автоматизированы подбор и адаптация персонала, внутренний портал для информирования и работы с вовлечённостью сотрудников.
"В HRM мы оптимизировали поток административных процессов — курьерскую доставку, создание учётных записей в системах, заказ подарков клиентам, командировки, выдачу справок, пропусков и т. д. К некоторым задачам подключили ИИ. Он упрощает и ускоряет создание должностных инструкций. Система помогает подобрать оптимальные задачи и требования к должностям, при этом мы всегда транслируем инициатору, что конечный результат — его ответственность", — добавляет Вячеслав Золотарёв.

Сколько стоят вложения в HR–технологии

Игроки рынка отмечают, что затраты на автоматизацию и администрирование персонала соизмеримы с автоматизацией стандартных функций продаж или производства.
"Если стоит задача, чтобы компания начала развивать клиентоориентированность, необходимы методики представления обучающего контента, чётко прописанные правила демонстрации навыков руководителями, утверждённые на предприятии методы и метрики оценки клиентоцентричности. Создать их — и есть челлендж, умноженный на профессию. Построить эффективную систему обратной связи или подбора и доставки спецконтента адресатам не столь затратно и не так уж и сложно", — подчёркивает Олег Логвинов.
Вложения в HR могут стоить дорого, но они быстро окупятся. По словам СЕО агентства "Палиндром" Родиона Скрябина, если смотреть на любой автоматизированный процесс на отрезке времени, становится понятно, что он в среднем стоит дешевле, чем час труда кадрового сотрудника или рекрутера. "Поэтому чем больше правильных и системных автоматизаций в HR–процессах, тем больше ресурсов получится выделить на то, что машина делать не может", — замечает он.
Как правило, HR отвечает не только за наём и увольнение, но и за работу в части корпоративной культуры, а также за бренд работодателя. "Если мы покупаем учётную запись HRM для каждого рекрутера, это может обходиться плюс–минус в 35 тыс. рублей в год на одного человека. Мы платим за настройку и за электронные подписи разного типа для каждого сотрудника. Но даже самая дорогая подпись со всеми уровнями защиты прав всё равно обойдётся дешевле, чем сотрудник, который вручную подпишет договор. С точки зрения сэкономленного времени компании и работников это дешевле", — резюмирует Родион Скрябин.