В гостевом потоке: медиарейтинг петербургского турбизнеса — 2024

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Пик турсезона прошёл. Компании уже начинают подводить его итоги, а "ДП" совместно с компанией "Медиалогия" решил выяснить, как туристический бизнес в этом году представлен в прессе.

Нынешний выпуск — уже четвёртый в рамках совместного проекта "Делового Петербурга" и "Медиалогии". До этого газета вместе с аналитическим агентством исследовали представленность в медиа компаний строительной, медицинской и фармацевтической отраслей, а также ретейла. Теперь очередь дошла до турбизнеса.
Рейтинг строится на основе "Медиаиндекса" — параметра, рассчитываемого "Медиалогией" исходя из частоты упоминания той или иной компании или персоны в медиасреде, качества этого упоминания и его охвата. Чем больше значение медиаиндекса, тем ярче и позитивнее присутствие компании (персоны) в СМИ, тем выше её имидж, создаваемый СМИ.
Росстат к туризму как к отрасли относит более 40 видов экономической деятельности. Здесь и пассажирские перевозки, спорт, культура, торговля сувенирами, предоставление услуг общественного питания, страхование и т. д. Охватить все эти виды в рамках одного медиарейтинга, конечно, можно, но результат вряд ли будет показательным. Поэтому было решено ограничиться двумя "классическими" видами для турбизнеса — размещением посетителей, а также деятельностью туристических агентств и операторов. Поскольку под соответствующими кодами ОКВЭД работает много малых и микроорганизаций, редко попадающих в поле зрения СМИ, список для рейтингования свёлся к крупным отельным операторам и известным турфирмам.

Какая отельная сеть является крупнейшей в РФ

Самым часто упоминаемым в прессе туристическим брендом стала сеть Azimut Hotels. Весной она возглавила рейтинг крупнейших отельных сетей России журнала Forbes. Примечательно, что Azimut был единственным российским гостиничным брендом, попавшим в прошлый топ–10 Forbes, вышедший 5 лет назад. С тех пор оператор нарастил позиции, поднявшись с шестого места на первое. Впрочем, это не только заслуга самой сети, с 2022 года иностранные управляющие компании стали покидать российский рынок, сменили их отечественные игроки. В топ–10 осталось только два иностранных оператора — Radisson и Accor.
Про Azimut СМИ в этом году вспоминали не только в связи с его успехами по завоеванию рынка. В январе 2024 года медиа сообщили о смене собственника сети. Утверждалось, что АО "Юнити Холдинг" (объединявшее Azimut Hotels, Корпорацию развития курортной зоны Шерегеш, отель "Метрополь" в Москве и ещё ряд активов) перешло в подчинение созданного Росимуществом РФ АО "Управляющая компания". Ранее эти юридические лица контролировались бизнесменом Александром Клячиным. В 2023 году он был признан соответчиком в рамках дела о мошенничестве по иску Генпрокуратуры к экс–владельцу банка "Югра" Алексею Хотину. Впрочем, представитель Клячина тогда говорил, что фактически перехода прав собственности не произошло.
Куда менее заметным оказалось сообщение Интерфакса от 12 февраля. Из него следовало, что часть активов, формально перешедших на короткое время под контроль государства, вернулась к прежнему собственнику. Агентство передало, что с 9 февраля Клячин стал собственником двух компаний, которые владеют гостиничными активами бизнесмена, в том числе сетью Azimut. То есть весь январский медийный шум месяц спустя был нивелирован.
Что касается претензий Генпрокуратуры, то позже этот инфоповод был сведён на нет: суды закрыли дела.
Несмотря на информационный всплеск, Azimut продолжает наращивать свою сеть. СМИ не оставили без внимания информацию о его намерениях купить отель в центре Казани, работавший под брендом Ibis французского оператора Accor.
И это не единственное за этот год сообщение об активности сети на российском гостиничном рынке. В июле сообщалось о выкупе пансионата "Чегет" в Приэльбрусье. Месяцем ранее стало известно, что Azimut Hotels запускает гостиничный бренд Libra в сегменте пять звёзд и обсуждает с ВЭБ.РФ покупку у корпорации четырёхзвёздочного курортного комплекса "Золотое кольцо" в Переславле–Залесском.

Космические планы

Ожидаемое второе место в рейтинге "Медиалогии" занял второй по величине в РФ отельный оператор — Cosmos Group, дочерняя структура инвестиционной компании АФК "Система" Владимира Евтушенкова. Сеть, по данным её сайта, владеет и управляет портфелем из 36 отелей с общим номерным фондом более 10 тыс. номеров. И также активно развивается.
Из главных новостей, в которых фигурировала компания, — планы построить курорт с отелями на берегу Каспийского моря в Дагестане. В интервью РБК президент Cosmos Hotel Group Александр Биба сообщил, что у компании есть несколько земельных участков площадью около 20 га на береговой линии в Дербенте.
Ещё одна новость о расширении "космической" сети пришла из Ленинградской области. Cosmos Hotel Group будет управлять оздоровительным пятизвёздочным комплексом на 150 номеров, который откроется под названием "Резиденция Рощино. Cosmos Collection". Комплекс будет включать 13 жилых корпусов и рекреационные зоны общей площадью более 17 га. Ввод объектов в эксплуатацию запланирован на 2026 год.
Третье место по упоминаемости в СМИ заняла петербургская компания Hotel advisors. Она специализируется на аналитике гостиничного рынка, а журналисты любят обращаться к представителям компании за комментариями. Аналитики в этом году давали оценки изменения цен на гостиничные услуги, предоставляли данные по загруженности отелей, причём не только в Петербурге, но и, к примеру, в самом туристическом регионе страны — Краснодарском крае.

История плюс культура

На четвёртом месте рейтинга "Медиалогии" расположился Гранд–отель "Европа" — одна из самых известных городских гостиниц, работающая уже более 150 лет. Собственно, благодаря огромному историческому опыту она и имеет солидную фору в деле генерации инфоповодов. Ведь можно чуть ли не каждый день рассказывать об известных постояльцах отеля, которых было немало за годы работы. В Гранд–отеле и не забывают о такой возможности привлечения внимания к себе.
Летом СМИ написали о "пианинной" выставке. Она прошла в интерьерах "Европы" и открылась вместе с фестивалем фортепианной музыки Pianissimo. Работы модных художников из Галереи современного искусства Марины Гисич демонстрировались рядом с музыкальными инструментами почтенного возраста.
"Когда–то здесь проводил свой медовый месяц Пётр Чайковский, в этих стенах искал вдохновение Дмитрий Шостакович, отсюда любовался ленинградскими видами Исаак Дунаевский, а сэр Элтон Джон и Уитни Хьюстон устраивали здесь импровизированные концерты, — писали СМИ о проходящем в легендарном отеле событии. — Неудивительно, что именно эта гостиница стала местом проведения впечатляющей “мелодичной” выставки".
"Европа" в СМИ чаще упоминается в разделах светской хроники, а не в бизнес–сводках. Пресса летом рассказывала, что в отеле отмечали свадьбу звезда фильма "По щучьему велению" Мила Ершова и актёр Святослав Рогожан. Любят медиа подчёркивать, что остановиться в "Европе" могут позволить себе лишь очень состоятельные люди. В обычные дни самые дорогие апартаменты в Гранд–отеле, окна которого выходят на Русский музей, обходятся в 537 тыс. рублей за сутки, сообщали медиаресурсы.

Генератор доходов

Уходящий туристический сезон 2024 года, скорее всего, запомнится и другими событиями, которые, несомненно, отразятся на бизнесе всех участников этого рынка. В нынешнем году продолжился тренд на развитие внутреннего туризма, при этом постепенно в страну возвращаются гости из–за рубежа. Например, представители сети Cosmos Hotel Group сообщили об увеличении зарубежного турпотока на 20–40%.
Сообщала пресса и о снижении НДС для гостиниц до 0%, а также о введении в отдельных регионах туристического сбора, который с 2025 года превратится в турналог.
Отрасль постепенно генерирует всё больше денег. Смольный сообщил, что в 2023 году вклад туризма в экономику Петербурга составил почти 500 млрд рублей, это равно половине всего городского бюджета.
Дальнейшее развитие туриндустрии даст ещё множество информационных поводов средствам массовой информации.