На рынке труда Петербурга резко выросла популярность профпереподготовки

Автор фото: ТАСС

Переподготовка специалистов может решить одни проблемы и породить новые.

Рост популярности профессиональной переподготовки специалистов — одна из ключевых тенденций на современном рынке труда, в том числе петербургском. Меняющиеся потребности экономики, развитие технологий, тенденция к частой смене работы и профиля деятельности способствуют повышению спроса на курсы допобразования.
Обучение новым навыкам позволяет людям получать конкурентное преимущество, что особенно актуально в тех областях, где кадровый дефицит не так сильно выражен. Причём возрастные рамки, в которых люди могут менять профессию, становятся всё менее значимы. Освоение новой специальности в 45–50 лет уже не является чем–то удивительным.

Там убыло, здесь прибыло

Начальник управления корпоративного обучения и профессионального развития ИТМО Дмитрий Шуклин отмечает, что спрос на программы переподготовки формируется по двум направлениям. Одни люди хотят в корне поменять свой род деятельности. Другие — отучиться "для души", освоить новые технологии. То есть непосредственно новый диплом нужен не всем.
Стоит отметить, что концепция "образование через всю жизнь" (long–life learning) существует уже давно — институты повышения квалификации активно стали открываться в 1970–х годах, а спрос на повышение квалификации и профессиональную переподготовку с годами увеличивался пропорционально скорости развития техники и технологий.
HR–эксперт, руководитель школы развития карьеры Гарри Мурадян обращает внимание на то, что влияние тренда неоднозначно. С одной стороны, обеспечивается приток квалифицированных специалистов в востребованные сектора. С другой — многие работники покидают дефицитные области, что может усилить нехватку кадров.
Классический пример — уход людей из "традиционных" отраслей ради профессий в IT, где сейчас наблюдается большой приток джунов. Впрочем, некоторые эксперты считают, что именно в этом случае тренд носил краткосрочный характер, поскольку немалая часть переподготовленных за последние годы айтишников сейчас вновь в поиске работы.
В то же время растёт спрос на специалистов по применению технологий искусственного интеллекта. Образовательные организации подстраиваются под требования рынка труда и спешат создавать программы переподготовки, по окончании которых слушатели имеют право занимать соответствующие новые должности.
От работника всё больше требуется гибкость, готовность быстро осваивать новые программы и сервисы. От этих и похожих компетенций часто зависит возможность увеличивать доход.
"Формируется новый тип специалиста, у которого компетенции профессиональные и цифровые неразрывно связаны и именно в своём единстве формируют современного работника, — поясняет декан факультета дополнительного профессионального образования Президентской академии в Санкт–Петербурге Наталья Горбатова. — Люди, приобретая специальность, стремятся именно туда, где выше зарплаты, есть элементы престижности профессии. Такая стихийность порождает избыток специалистов, прошедших профпереподготовку, в одних сферах и дефицит в других. Та же ситуация и в сфере высшего образования: приток абитуриентов на гуманитарные или, напротив, технические специальности в определённые периоды явно выражен".

Без розовых очков

Российская система образования предполагает возможность получить дополнительную специальность на базе вузов. Но парадокс в том, что в настоящее время престиж фундаментального высшего образования снижается, а спрос на переподготовку кадров растёт.
"Вопрос не только в появлении новых профессий или потребности в освоении разных знаний, но и в том, что основного высшего образования зачастую недостаточно для работы в реальном секторе. Оно даёт лишь возможность попасть на собеседование в компанию, но не желаемую должность", — констатирует заместитель директора Института дополнительного профессионального образования НИУ ВШЭ в Санкт–Петербурге Ксения Караджа.
По её словам, в "вышке" видят высокий спрос на переподготовку управленцев, что можно связать с изменениями в национальной и мировой экономике.
Интересно, что рост числа переподготовок среди россиян остаётся высоким, но меняются потребности и портрет специалиста, который осваивает подобные программы.
"Ранее основной запрос был на полную переквалификацию, когда нужно перейти из одной сферы в другую: например, из бухгалтерии в IT. Сегодня мы видим много запросов студентов на переквалификацию внутри своей сферы или в рамках смежных сфер", — делится наблюдениями руководитель направления переквалификации образовательной онлайн–платформы "Нетология" Ася Эсмедляева. При этом, по её словам, востребованность остаётся одним из весомых факторов при выборе направления.
Впрочем, здесь не стоит исключать и элемента романтизации: некоторым людям кажется, что, быстро освоив новую профессию, они сразу же добьются успеха и улучшат своё материальное положение.
"Но ценятся профессионалы, а после курсов, пусть даже профпереподготовки, необходимо время, чтобы получить опыт и стать хорошим работником. Программы переподготовки — лишь средство, которым пользуются люди, чтобы уйти в новую профессию", — уверен Дмитрий Шуклин.

Всегда пригодится

Реалии таковы, что работать по одним и тем же стандартам десятилетиями, привычно выполняя одни и те же знакомые функции в рамках своей должности, уже не получается. Сейчас подходы и функции работников могут меняться чаще раза в год.
Востребованность специалистов, прошедших переподготовку со стороны работодателей, подтверждается статистикой: с января по начало ноября 2024 года российские компании более 140 тыс. раз упомянули этот вид образования как одно из важных требований для трудоустройства кандидатов. Это на 34% больше, чем за аналогичный период 2023 года, рассказала директор hh.ru СЗФО Юлия Сахарова.
В Петербурге картина похожа: более 12 тыс. упоминаний переподготовки как требования к будущим работникам, что на 61% больше, чем в 2023 году.
Наряду с этом развивается и корпоративное обучение. По данным исследования hh.ru, больше половины (68%) работодателей в Петербурге сталкиваются с трудностями при подборе сотрудников нужной квалификации. Поэтому подавляющее большинство (89%) проводят обучение своих сотрудников. В случае Петербурга исследование также показало, что обучение работников проводится постоянно у 49% компаний, ещё у 40% — редко, а у 11% обучения нет и сотрудники занимаются повышением уровня своих знаний самостоятельно.
Эксперты подчёркивают — в 2022 году более 100 российских компаний уже имели свои корпоративные университеты. Ксения Караджа из НИУ ВШЭ считает, что корпоративный университет способен в среднесрочной перспективе решить вопрос с перетоком кадров из одного сектора в другой, сбалансировав тем самым рынок труда.