Сервисы каршеринга продолжают захватывать рынок Петербурга и обновлять автопарк за счёт китайских марок. Текущая ситуация способствует росту спроса, так как приобретать и содержать личный автомобиль становится всё дороже.
Различные исследования рынка каршеринга, опубликованные в 2024 году, описывают довольно оптимистичную картину. По их согласующимся данным, доля каршеринга растёт в общем объёме совместной мобильности и составляет уже около 9%, тесня услуги такси, доля которых когда–то составляла 90%, а теперь планомерно снижается.
Заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт–Петербурге доктор экономических наук Александр Дмитриев добавляет, что к 2028 году прогнозируется доля каршеринга 25%. Уже сейчас объём российского рынка оценивается примерно в 45–50 млрд рублей, а к 2028–му прогнозируется пятикратный рост.
Динамические цены
Данные самих сервисов тоже свидетельствуют о растущем спросе. В "Делимобиле" отмечают, что по итогам 9 месяцев 2024 года спрос на аренду машин в Петербурге увеличился на 43%, а прирост пользовательской базы превысил 15%. Росту интереса и увеличению частоты использования сервиса способствует увеличение автопарка, расширение аудитории и сценариев использования.
Каршеринг становится всё более популярной альтернативой собственному автомобилю. Покупать и обслуживать машину на фоне растущих кредитных ставок становится невыгодно, а для многих — попросту неподъёмно.
Парк "Делимобиля" в Северной столице к декабрю достиг 7,6 тыс. машин, что на 16% больше относительно начала года.
В "Ситидрайве" добавляют, что за 11 месяцев 2024 года в сравнении с тем же периодом годом ранее число поездок выросло более чем на 20%. Количество активных пользователей за то же время увеличилось на 17%.
При этом каршеринг остаётся более доступным средством передвижения. В сервисах действует система динамического ценообразования, которая помогает выбирать наиболее выгодные условия. На итоговую цену влияют самые разнообразные факторы: уровень спроса, местоположение автомобиля, время суток, дорожная ситуация.
Чтобы предложить пользователю выгодные поездки, в "Делимобиле" также используют гибкую линейку тарифов под разные сценарии, развивают программу лояльности и регулярно запускают дополнительные скидки.
В "Яндекс.Драйв" с января по декабрь 2024 года количество поездок в Петербурге выросло на 97% по сравнению с прошлым годом. Парк сервиса за этот год в Петербурге увеличился на 67%. Если в 2022 году "Яндекс.Драйв" фиксировал высокую долю краткосрочных поездок, то в 2024 году пользовательский сценарий изменился. В среднем поездка теперь длится 48 минут — на 20% дольше, чем в прошлом году.
Александр Дмитриев при этом добавляет, что, несмотря на рост тарифов, годовые расходы на каршеринг остаются самыми низкими среди всех видов совместной мобильности. В частности, по данным консалтинговой компании Б1, в Петербурге каршеринг вдвое дешевле такси и в 4 раза дешевле собственного автомобиля.
Годовые расходы на каршеринг автомобиля класса В в среднем составляют 178 тыс. рублей, в то время как годовые расходы на владение автомобилем аналогичного класса составляют порядка 718 тыс. рублей. При расчёте этой суммы учитывается около 15 показателей, в том числе расходы на топливо и страховку, стоимость парковки, амортизация и даже средние значения переплаты по автокредиту. Один километр пути в каршеринге стоит около 23 рублей, на такси — уже более 40.
“
"Полагаю, что стоимость каршеринга, как и других видов совместной мобильности, в среднесрочной перспективе будет возрастать в силу роста спроса и инфляционных эффектов", — говорит Дмитриев.
Докатываем за столицей
При этом в петербургском каршеринге гораздо более старый автопарк, чем в Москве. В столице почти все арендные единицы — это новые китайские автомобили, тогда как в Петербурге — в большей степени привычные европейские и корейские. По словам экспертов, средний возраст машин каршеринга в крупных городах составляет не более 3 лет, чаще даже около двух. В регионах машины работают до 6 лет. Но здесь необходимо напомнить, что средний возраст авто во владении составляет 15 лет.
Коммерческий директор ООО "Балтийский лизинг" Дмитрий Карасёв замечает, что исторически каршеринг стал развиваться именно в Москве и только спустя время началась экспансия операторов в регионы, включая Петербург.
"Парк транспортных средств в Петербурге объективно более возрастной, чем в столице. Однако тенденции на обновление парка уже заметны. Насыщенность, а возможно, и замещение парка в городе китайскими транспортными средствами — вопрос 2025 года. А привычные марки ввиду своего возраста и режима использования в каршеринге из года в год увеличивают затраты операторов на ремонт", — замечает Дмитрий Карасёв. Он подчёркивает, что обслуживать автомобили уходящих брендов и содержать склады запчастей для них становится всё дороже.
Именно китайские автомобили генерируют для операторов всё большую долю выручки. Поэтому в Петербурге европейские, корейские и японские марки постепенно выходят из эксплуатации в силу высокого износа, а также стоимости при закупке.
"Мы сотрудничаем только с официальными дилерами, представленными в нашей стране, поэтому сейчас в автопарке преобладают автомобили китайского производства. Однако мы стремимся к разнообразию и также предлагаем модели других марок, таких как “Москвич”, Belgee и другие. Средний возраст автомобилей в парке постепенно снижается благодаря активному обновлению и модернизации и составляет чуть больше года. Наш автопарк в Петербурге постоянно обновляется, и с начала 2024 года в него было добавлено более 700 новых автомобилей" — уточняют в "Ситидрайве".
"Делимобиль" сейчас добавил в свой парк в Петербурге 300 новых кроссоверов: Haval Jolion, Geely Atlas Pro и Geely Coolray New. Средний возраст автомобилей сервиса в Петербурге ниже 4 лет.
“
"Мы планомерно обновляем автопарк за счёт автомобилей китайских брендов. За последние годы они вышли на новый уровень как по качеству, так и по комфорту. Миф о низком уровне китайского автопрома давно уже изжил себя. Растёт доверие, увеличивается узнаваемость, в том числе благодаря опыту использования таких авто в каршеринге", — считают в "Делимобиле".