Парк сервисов каршеринга в Петербурге расширится за счёт китайских авто

Сервисы каршеринга продолжают захватывать рынок Петербурга и обновлять автопарк за счёт китайских марок. Текущая ситуация способствует росту спроса, так как приобретать и содержать личный автомобиль становится всё дороже.

Различные исследования рынка каршеринга, опубликованные в 2024 году, описывают довольно оптимистичную картину. По их согласующимся данным, доля каршеринга растёт в общем объёме совместной мобильности и составляет уже около 9%, тесня услуги такси, доля которых когда–то составляла 90%, а теперь планомерно снижается.
Заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт–Петербурге доктор экономических наук Александр Дмитриев добавляет, что к 2028 году прогнозируется доля каршеринга 25%. Уже сейчас объём российского рынка оценивается примерно в 45–50 млрд рублей, а к 2028–му прогнозируется пятикратный рост.

Динамические цены

Данные самих сервисов тоже свидетельствуют о растущем спросе. В "Делимобиле" отмечают, что по итогам 9 месяцев 2024 года спрос на аренду машин в Петербурге увеличился на 43%, а прирост пользовательской базы превысил 15%. Росту интереса и увеличению частоты использования сервиса способствует увеличение автопарка, расширение аудитории и сценариев использования.
Каршеринг становится всё более популярной альтернативой собственному автомобилю. Покупать и обслуживать машину на фоне растущих кредитных ставок становится невыгодно, а для многих — попросту неподъёмно.
Парк "Делимобиля" в Северной столице к декабрю достиг 7,6 тыс. машин, что на 16% больше относительно начала года.
В "Ситидрайве" добавляют, что за 11 месяцев 2024 года в сравнении с тем же периодом годом ранее число поездок выросло более чем на 20%. Количество активных пользователей за то же время увеличилось на 17%.
При этом каршеринг остаётся более доступным средством передвижения. В сервисах действует система динамического ценообразования, которая помогает выбирать наиболее выгодные условия. На итоговую цену влияют самые разнообразные факторы: уровень спроса, местоположение автомобиля, время суток, дорожная ситуация.
Чтобы предложить пользователю выгодные поездки, в "Делимобиле" также используют гибкую линейку тарифов под разные сценарии, развивают программу лояльности и регулярно запускают дополнительные скидки.
В "Яндекс.Драйв" с января по декабрь 2024 года количество поездок в Петербурге выросло на 97% по сравнению с прошлым годом. Парк сервиса за этот год в Петербурге увеличился на 67%. Если в 2022 году "Яндекс.Драйв" фиксировал высокую долю краткосрочных поездок, то в 2024 году пользовательский сценарий изменился. В среднем поездка теперь длится 48 минут — на 20% дольше, чем в прошлом году.
Александр Дмитриев при этом добавляет, что, несмотря на рост тарифов, годовые расходы на каршеринг остаются самыми низкими среди всех видов совместной мобильности. В частности, по данным консалтинговой компании Б1, в Петербурге каршеринг вдвое дешевле такси и в 4 раза дешевле собственного автомобиля.
Годовые расходы на каршеринг автомобиля класса В в среднем составляют 178 тыс. рублей, в то время как годовые расходы на владение автомобилем аналогичного класса составляют порядка 718 тыс. рублей. При расчёте этой суммы учитывается около 15 показателей, в том числе расходы на топливо и страховку, стоимость парковки, амортизация и даже средние значения переплаты по автокредиту. Один километр пути в каршеринге стоит около 23 рублей, на такси — уже более 40.
"Полагаю, что стоимость каршеринга, как и других видов совместной мобильности, в среднесрочной перспективе будет возрастать в силу роста спроса и инфляционных эффектов", — говорит Дмитриев.

Докатываем за столицей

При этом в петербургском каршеринге гораздо более старый автопарк, чем в Москве. В столице почти все арендные единицы — это новые китайские автомобили, тогда как в Петербурге — в большей степени привычные европейские и корейские. По словам экспертов, средний возраст машин каршеринга в крупных городах составляет не более 3 лет, чаще даже около двух. В регионах машины работают до 6 лет. Но здесь необходимо напомнить, что средний возраст авто во владении составляет 15 лет.
Коммерческий директор ООО "Балтийский лизинг" Дмитрий Карасёв замечает, что исторически каршеринг стал развиваться именно в Москве и только спустя время началась экспансия операторов в регионы, включая Петербург.
"Парк транспортных средств в Петербурге объективно более возрастной, чем в столице. Однако тенденции на обновление парка уже заметны. Насыщенность, а возможно, и замещение парка в городе китайскими транспортными средствами — вопрос 2025 года. А привычные марки ввиду своего возраста и режима использования в каршеринге из года в год увеличивают затраты операторов на ремонт", — замечает Дмитрий Карасёв. Он подчёркивает, что обслуживать автомобили уходящих брендов и содержать склады запчастей для них становится всё дороже.
Именно китайские автомобили генерируют для операторов всё большую долю выручки. Поэтому в Петербурге европейские, корейские и японские марки постепенно выходят из эксплуатации в силу высокого износа, а также стоимости при закупке.
"Мы сотрудничаем только с официальными дилерами, представленными в нашей стране, поэтому сейчас в автопарке преобладают автомобили китайского производства. Однако мы стремимся к разнообразию и также предлагаем модели других марок, таких как “Москвич”, Belgee и другие. Средний возраст автомобилей в парке постепенно снижается благодаря активному обновлению и модернизации и составляет чуть больше года. Наш автопарк в Петербурге постоянно обновляется, и с начала 2024 года в него было добавлено более 700 новых автомобилей" — уточняют в "Ситидрайве".
"Делимобиль" сейчас добавил в свой парк в Петербурге 300 новых кроссоверов: Haval Jolion, Geely Atlas Pro и Geely Coolray New. Средний возраст автомобилей сервиса в Петербурге ниже 4 лет.
"Мы планомерно обновляем автопарк за счёт автомобилей китайских брендов. За последние годы они вышли на новый уровень как по качеству, так и по комфорту. Миф о низком уровне китайского автопрома давно уже изжил себя. Растёт доверие, увеличивается узнаваемость, в том числе благодаря опыту использования таких авто в каршеринге", — считают в "Делимобиле".

Ставок больше нет

Однако параллельно с ростом спроса продолжают увеличиваться и издержки сервисов. На это влияет высокая ключевая ставка, а также цены самих автомобилей. Александр Дмитриев подчёркивает, что в среднем в 2024 году новые автомобили подорожали на 15%. В 2025–м прогнозируется увеличение их стоимости на 30%, а к 2030–му — до 50% из–за пересмотра ставок утилизационного сбора.
Однако для сервисов всегда предлагаются более выгодные условия лизинга на рынке.
Дмитрий Карасёв замечает, что запросов на финансирование европейских и корейских брендов сейчас нет, так как основа парка операторов уже трансформирована и в большинстве своём состоит из китайских брендов. К тому же, по словам эксперта, содержать склады запчастей на уходящие бренды всё дороже.
"Каршеринг исторически рассматривается автопроизводителями как способ популяризации бренда: такой массовый тест–драйв. Через каршеринг идёт привыкание к бренду и дальнейшее приобретение физическим лицом автомобиля в собственность. Поэтому цена для каршеринга по–прежнему самая эксклюзивная на рынке. При этом в текущей конъюнктуре особых преференций по процентной ставке для каршеринговых операторов нет", — сообщают в "Балтийском лизинге".
В целом лизинговые компании более лояльно смотрят на каршеринг, чем на иные отрасли транспортной мобильности ввиду постоянно растущего спроса на услугу, регулярной индексации стоимости поездки, прозрачной и устойчивой модели работы операторов.
В этом году стоимость поездок в каршеринге в Петербурге возросла на фоне роста цен на топливо и обслуживание автомобилей. Ожидается, что в 2025 году цены могут продолжать расти, учитывая влияние инфляции и возможное увеличение затрат на содержание автопарка. Однако в конкурентной среде каршеринговые компании могут быть вынуждены поддерживать цены на доступном уровне, чтобы сохранить клиентов. Сервисам необходимо обновлять автопарк. Действительно, в Северной столице более старый автопарк по сравнению с Москвой. Но это может быть связано с различиями в спросе и потребительских предпочтениях. В Петербурге пользователи, возможно, более восприимчивы к стоимости аренды, что делает автомобили уже привычных европейских марок более привлекательными. Но вполне возможно, что в ближайшие годы европейские и корейские марки автомобилей могут полностью уйти из каршеринга, особенно если стоимость их обслуживания продолжит расти. Китайские автомобили становятся всё более популярными благодаря своей конкурентоспособной цене и низким издержкам на обслуживание. Однако это будет зависеть от предпочтений пользователей и общего состояния рынка.
Максим Колядов
руководитель по работе с физическими лицами компании "Страховой брокер AMsec24"
В Петербурге сейчас фиксируем неплохой темп обновления парка каршеринг–сервисов. Например, у "Яндекс.Драйв" из европейских машин остались только Renault Duster и Škoda Rapid. Все те автомобили, которые компания приобрела в 2017–2018 годах, уже не числятся в автопарке и заменены на китайский автопром. Чуть больше старой техники осталось у "Делимобиля", и есть небольшая доля неновых автомобилей у "Ситидрайва". При этом в Москве все автопарки обновлены и в большинстве своём состоят из китайского автопрома. Петербург к этому ещё только стремится. Объяснить это можно тем, что в Москве каршеринг имеет хоть какую–то господдержку и город заинтересован в том, чтобы каршеринги покупали новые автомобили и получали за это субсидии. Также в столице намного больше каршеринговых автомобилей, их с лёгкостью можно найти в любом районе, тогда как в Петербурге иногда их сильно не хватает. В Москве доступность каршеринга выше. Что касается ухода европейских и корейских марок — в каршеринге их осталось не так много. Но были и неожиданные сюрпризы. Например, "Ситидрайв" параллельным импортом закупил электрические автомобили Volkswagen и Škoda Kodiaq. Вполне возможно, что будет ряд подобных поставок в каршеринги, потому что на эти автомобили есть определённый спрос.
Владислав Булгаков
транспортный аналитик