В паркингах новостроек не хватает мест для электромобилей и гибридов.
На заседании Градостроительного совета, которое состоялось в самом конце 2024 года, гендиректор архитектурного бюро "Земцов, Кондиайн и партнёры" архитектор Михаил Кондиайн обратил внимание на интересный казус. Это произошло в ходе обсуждения проекта жилого дома на пр. Римского–Корсакова (на пересечении с наб. канала Грибоедова). На подземной стоянке проектируемого дома оказались предусмотрены места только для обычных автомобилей, работающих на двигателе внутреннего сгорания.
“
"Мне кажется, что очень важный сегодняшний тренд — большое количество гибридных автомобилей, которые требуют электрической подзарядки, и просто электромобилей. Этот момент необходимо учесть на следующих стадиях проектирования, потому что вы прекрасно знаете, какая сейчас ситуация с частными автомобилями", — сказал тогда архитектор.
Он напомнил, что появилось очень много китайских автомобилей, либо гибридных, либо с электрическим двигателем.
Каков размер места под одну машину в паркинге
В комментарии "Деловому Петербургу" Михаил Кондиайн уточнил, что проблема связана с действующими нормативами. Если для обычного автомобиля среднего класса с двигателем внутреннего сгорания достаточно места в подземном паркинге размерами 5,3 на 2,5 м, то для электро– и гибридных машин требуются уже места размерами 6 на 3 м. Причём они должны быть оборудованы розетками. "Это большая проблема, потому что сетка колонн во встроенных паркингах делается под определённый размер", — говорит зодчий.
Места для электромобилей должны быть длиннее этого размера примерно на 70 см. С парковочными местами для инвалидов таких сложностей не возникает, потому что они хотя и более широкие, но той же длины.
Места для электромобилей можно было бы не удлинять, рассуждает Кондиайн. Но тогда надо менять нормативы. В любом случае просто так игнорировать этот вопрос — не вариант. "Жизнь демонстрирует, что очень быстро эти автомобили завоёвывают рынок. Каким–то образом надо на это реагировать", — добавил он.
Сколько в Петербурге электромобилей
Около года назад на антикоррупционную экспертизу выносился проект обновлённой региональной программы по развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта на период до 2027 года. В нём отмечалось, что в 2023 году в Петербурге насчитывалось 2,5 тыс. электромобилей. В марте 2024–го на заседании профильной комиссии Законодательного собрания (ЗакС) Санкт–Петербурга по инвестициям было отмечено, что в городе также есть около 9 тыс. автомобилей с гибридным типом двигателя.
При этом загрузка публичных (уличных) зарядок пока незначительна и составляет около 2%. К концу 2024 года, по прогнозу в региональной программе, их число должно было составить 8,3 тыс. А к 2027–му — 58,3 тыс. Напомним, общее число автомобилей в Петербурге (включая бензиновые) превышает 2 млн. Город поощряет переход на электромобили. В частности, для их владельцев предусмотрена возможность бесплатно пользоваться городскими парковками. Кроме того, на 5 лет предоставляется освобождение от уплаты транспортного налога.
С 2016 года в Правила землепользования и застройки Петербурга введены следующие требования: проектом жилого дома должны быть предусмотрены места для стоянки (размещения) электромобиля или гибридных автомобилей из расчёта одно место на 1,6 тыс. м² общей площади квартир, но не менее одного места, с оборудованием места для их зарядки.
Кроме того, по своду правил "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" при размещении парковочных мест на стоянках автомобилей следует предусматривать места для хранения электромобилей, оборудованные зарядными устройствами, в количестве не менее 5% общего числа мест.
Депутаты ЗакСа Дмитрий Панов и Денис Четырбок отмечали, что требование о выделении 5% площади стоянки под электромобили носит рекомендательный характер. Как сообщала "Парламентская газета", в 2024 году парламентарии направляли обращение министру строительства и жилищно–коммунального хозяйства Иреку Файзуллину с предложением сделать его обязательным.
“
"Мы получили ответное письмо от Минстроя РФ с приложением позиции ФАУ “Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве”. В нём озвучена готовность актуализировать ранее утверждённый свод правил, в том числе нормативные требования по обеспеченности зарядными устройствами с учётом текущей ситуации. По нашим данным, вопрос актуализации свода правил находится в работе", — сообщил "ДП" Дмитрий Панов.
По своду правил "Стоянки автомобилей" часть помещения, содержащая машино–места с оборудованием для зарядки, должна быть выделена в отдельную пожарную секцию площадью не более 1,2 тыс. м² (например, при помощи противопожарных перегородок либо свободного пространства). Но этого не требуется, если площадь всей стоянки менее 1,2 тыс. м² либо если число мест для электромобилей меньше десяти. В любом случае в закрытых паркингах такого рода места должны быть оборудованы автоматическими системами пожаротушения, гласит документ.
Почему сложно обустроить стоянку для электромобилей
Как рассказал "ДП" руководитель мастерской "Я. К." Александр Кицула, наличие мест с электрозарядками обязательно проверяется при каждом согласовании архитектурно–градостроительного облика проекта. Так, в одном из недавних проектов, который согласовывался у главного архитектора Петербурга, на 140 обычных мест было предусмотрено семь подходящих для электромобилей. Но с организацией их действительно есть сложности. В основном они связаны с пожарными нормами. Они, во–первых, строгие, а во–вторых, достаточно часто меняются.
После внимательного изучения всех нюансов архитектор в одной из своих недавних работ принял решение организовать места для стоянки электромобилей на улице, а не в подземном паркинге. Здесь можно заметить, что в тех случаях, когда места для электромобилей находятся на улице, их нередко занимают обычные машины.
Если электромобилей станет больше, чем мест, предусмотренных по ПЗЗ, норму по местам для них нужно будет пересмотреть, отметил в комментарии "ДП" заместитель гендиректора по градостроительной деятельности "Института территориального развития" Владимир Аврутин. Он говорит, что тема электромобилей сейчас модная, но, например, для Китая она более актуальна, поскольку там рост их числа происходит быстрее.
С другой стороны, по его словам, важно понимать, что норматив работает на будущее, поскольку от него зависит формирование земельных участков, на которых затем будут строиться жилые дома. Поэтому норматив должен учитывать прогнозы по количеству автомобилей, добавил эксперт.