"Мы увидим пиковые значения цен": номера в петербургских отелях снова подорожают

Стоимость номеров в гостиницах Петербурга достигнет пика летом
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Индустрия туризма достигла высоких результатов в 2024 году. Однако в ближайшее время её ожидают снижение цен, рост расходов и усиление кадрового голода.

Каким был для туристической сферы Петербурга и Ленинградской области 2024 год, а также с какими вызовами ей придётся столкнуться в 2025–м — об этом и многом другом на круглом столе, организованном "Деловым Петербургом", разговаривали представители органов власти и бизнеса.

Есть к чему стремиться

Петербург в 2024 году посетили 11,6 млн туристов, что на 23% больше, чем годом ранее. Как отметил заместитель председателя комитета по развитию туризма Санкт–Петербурга Илья Баннов, увеличилось не только количество посещений, но и их качество. Доля возвратных поездок приближается к 50%, а уровень удовлетворённости услугами со стороны путешественников (по данным опросов) — к 86%.Прибавляется и количество денег, которые туристы оставляют в городе. У россиян это в среднем 56 тыс. рублей за поездку, у гостей из стран СНГ — 77 тыс. рублей, у прибывших из дальнего зарубежья — 122 тыс. рублей.
"В новогодние праздники мы увидели высокую активность гостей. По предварительной оценке, их вклад в экономику составил 32 млрд рублей (в 2024 году — 26 млрд рублей)", — обратил внимание Илья Баннов.
По данным сервиса онлайн–бронирования отелей и апартаментов "Островок", число бронирований средств размещения в Петербурге в 2024 году оказалось на 5% выше, чем в 2023–м. Средняя стоимость забронированной ночи в объектах размещения выросла на 15%.
Итогами года довольны и в Ленобласти. Регион посетили более 6,5 млн туристов и экскурсантов. Самые популярные направления — Выборгский, Всеволожский, Приозерский, Гатчинский районы. Заместитель начальника департамента по туризму комитета по культуре и туризму Ленинградской области Марина Исакова констатирует, что значительная часть номерного фонда в регионе нуждается в реновации, в то же время у гостей заметно выросли требования к качеству услуг. По наблюдениям эксперта, бизнес стал всё больше откликаться на запросы покупателя и совершенствовать свой продукт. Например, в разных районах появляются новые средства размещения.
На туристическую сферу влияют и законодательные новеллы. Например, с 1 марта гиды–переводчики должны будут иметь при себе идентификационную карточку — подтверждение пройденной аттестации, напомнила заместитель генерального директора Городского туристско–информационного бюро Санкт–Петербурга Юлия Джафарова. По её словам, город на Неве лидирует среди субъектов РФ по числу аттестованных экскурсоводов. Тестирование прошли уже 1655 человек. В том числе и для работы в других регионах России.
круглый стол в "Деловом Петербурге"
Автор: Валентин Беликов / "ДП"

Мы к вам по делу

Говорящей оказалась динамика в корпоративном сегменте, бронирования в котором, по данным "Островка", выросли на 39%. При этом аналитики фиксируют рост иностранного делового турпотока: в Петербург приезжали из Саудовской Аравии, Ирана, Турции, Белоруссии, Казахстана.
"Окно бронирования увеличилось до 21 дня, компании стали планировать корпоративные поездки заранее. Средний тариф на проживание в деловом сегменте в городе составил 6,1 тыс. рублей. Всё больше спрос смещается в сторону апартаментов и апарт–отелей — так бизнес оптимизирует расходы в условиях роста цен", — рассказала руководитель по развитию бизнеса сервиса "Островок" в СЗФО, Западной Сибири и Республике Беларусь Ксения Безбородова.
Всего в 2024 году Петербург с бизнес–целями посетили более 1,2 млн человек. В целом объём российского рынка делового туризма по итогам года составил 1 трлн рублей.
"Такие гости достаточно щедрые, они проводят время в городе за счёт своих предприятий. На повторные поездки в этом сегменте приходится 73%. Также если человек посещает регион с рабочими целями, то затем стремится снова попасть туда уже в качестве отдыхающего", — обратил внимание заместитель генерального директора по коммерции "ЭкспоФорум Интернэшнл" Александр Горохов.
В Петербург часто приезжают именно на деловые мероприятия, благо событийный календарь ими богат. Как рассказал генеральный директор СПб ГБУ "Конгрессно–выставочное бюро" Сергей Азаренков, ежегодный прирост бизнес–ивентов составляет порядка 10%. В 2025 году в планах — более 750 конгрессно–выставочных мероприятий, включая ПМЭФ, Петербургский налоговый форум и Общероссийский форум стратегического планирования. Для сравнения: в 2021 году таких мероприятий было 503, в 2022–м — 572, в 2023–м — 630, в 2024–м — 693. Около 200 таких событий традиционно организуют на площадке КВЦ "Экспофорум".

Ценовые войны

Представители гостиничной индустрии тоже довольны итогами года. Большинство участников круглого стола похвастались загрузкой выше 80% в среднем по году.
Коммерческий директор WONE Hotels Александра Галиновская рассказала, что в компании ввели плавающее бюджетирование, благодаря чему удалось превысить ожидания на 20–30%. По мнению эксперта, с точки зрения управления туристическими потоками такой подход показывает высокую эффективность. Говоря о деловых мероприятиях, Галиновская отмечает, что бизнесу следовало бы заранее планировать их организацию в отелях. "Поступают запросы на большие мероприятия на март–апрель, а в отелях на этот период уже всё занято, поэтому окно планирования стоит увеличивать", — считает она.
Интересно, что в WONE Hotels деловой сегмент является наиболее динамично развивающимся. В некоторые месяцы наблюдалось превышение показателей прошлого года вдвое. Кстати, по наблюдениям Галиновской, сезонность в туризме начинает размываться: если летом загрузка в некоторые даты достигает 100%, то осенью показатель приближается к 60%, что тоже довольно неплохо.
Заместитель коммерческого директора по продажам сети апарт–отелей YES Наталья Гончарова сообщила, что в сегменте бизнес–тревел показатель ADR (средняя цена за номер) у компании ниже, чем в остальных. Доля деловых туристов в отеле порядка 10–12%. "Требования к стоимости со стороны деловых туристов ужесточаются. Если в туристическом сегменте рост стоимости суток доходит до 15%, то в деловом мы смогли нарастить ADR только на 8%", — поделилась она.
Интересна и ещё одна тенденция, которую фиксируют апартаменты. Если в 2023 году доля прямых контрактов с компаниями была в районе 60% и только 40% уходили на 3D–договоры (договор между компанией и отелем о предоставлении специальных цен для клиента. — Ред.), то сейчас последних порядка 70%. То есть корпоративный сегмент чаще изъявляет желание не работать напрямую по контракту с отелем.
В PortPM средняя загрузка по году была 88%. При этом доля прямых бронирований вместе с корпоративными клиентами составила около 45%. Корпоративный сегмент вырос на 15%, увеличился и средний чек. Управляющий партнёр компании Ангелина Потапова видит тренд на MICE–мероприятия, конференции и выставки. В 2025 году УК PortPM открывает новый апарт–отель в концепции bleasure на 167 номеров специально для гостей, путешествующих по работе с семьёй.
По словам Потаповой, у гостей во всех сегментах повышаются запросы к качеству услуг. Цена перестаёт быть основным фактором при выборе отеля. Гости готовы платить больше за высокий уровень сервиса. Из 10 апарт–отелей под управлением PortPM самые востребованные объекты — четыре звезды.
Генеральный менеджер бутик–отеля Glinz by Ginza Project и апартаментов Ginza Hotels & Apartments Виктория Борлюк обращает внимание, что в 2024 году продолжалась тенденция активного роста ADR (+23% относительно 2023 года). В 2025–м стоит ожидать менее уверенных темпов (в районе 15%). Что касается загрузки в разрезе сезонности, то тут ситуация более стабильна — на протяжении последних 2 лет в Glinz by Ginza Project среднегодовая загрузка сохраняется на уровне 82%.
Для гостиничного рынка Петербурга сезонность выражается не в процентах загрузки, а в стоимости номера — это объясняется высокой волатильностью. Также сезонность выражается в разном распределении бизнес– и индивидуальных гостей. Осень и весна — время для командировок. Лето — особенно сезон белых ночей — для туристов.
Сеть бутик–отелей Academia открыла новый объект в Петербурге — "Academia Особняк Shuvaloff". "К нам туристы приезжают за атмосферой. Мы видим своей миссией помощь в возрождении малых особняков и дворцов нашего города. Один из объектов — резиденция графа Шувалова. Это возможность для гостя прикоснуться к истории. За прошедший год на 20% вырос сегмент иностранных туристов, в их числе гости из стран СНГ, ОАЭ, Саудовской Аравии, Китая. Окно бронирования большое, уже поступают заявки на лето", — поделилась PR–директор сети Елизавета Нефёдова.
Работа с таким форматом, как исторические особняки, предполагает бережное возрождение архитектурного наследия Петербурга. В компании Academia уверены, что работа именно с таким эксклюзивным форматом бутиковости решает проблему сезонности турпотока, привлекая гостей в Северную столицу круглый год.С туризмом связаны доходами десятки отраслей экономики, что даёт хороший стимул для развития смежных отраслей, малого бизнеса, создания новых рабочих мест.
Участники рынка ожидают, что рост ADR будет сказываться на загрузке, особенно в низкий сезон. В Петербурге представители гостиничной сферы в этот период времени прибегают к ценовым войнам. Некоторые игроки уходят в демпинг, снижая цены до таких значений, которые, вероятно, даже не покрывают и себестоимости, обратила внимание Наталья Гончарова. В период повышенного спроса цены взлетают. Такое поведение бизнеса не всегда благоприятно сказывается на других участниках рынка.
По словам Ксении Безбородовой, иногда доходит до того, что ночь в "трёшке" летом стоит 13–15 тыс. рублей.
"Я думаю, что в этом году в июне–августе мы увидим пиковые значения цен, но после рост замедлится", — предположила эксперт.

А где же люди?

Несмотря на неплохие результаты и позитивные прогнозы, говорить о том, что в туристической отрасли развитие идёт как по маслу, не приходится. Причина весьма прозаична — нехватка кадров. Поскольку бизнес делает акцент на сервис и взаимодействие с клиентом, то ситуация близка к критической. Говоря об этой проблеме, эксперты из разных отраслей сетуют на недочёты системы образования. В Петербурге кадры для разных направлений туризма готовят около 20 вузов. Такие программы есть и в колледжах, специальные классы уже открывают в школах. Однако, по статистике, порядка 60% выпускников не остаются в профессии.
По мнению директора Петербургского международного центра компетенций в сфере туризма и гостеприимства Марины Морозовой, главная задача — не просто обучить людей, а повысить в их глазах престижность профессии. Центр реализует программы дополнительного образования в рамках региональной и федеральной субсидий, по ним в прошлом году обучили более 5 тыс. слушателей в 77 регионах. "Программы ориентированы на практику, мы старались дать те направления, в которых силён Петербург. Например, по технологиям гостиничного сервиса, ресторанному бизнесу при гостиницах, маркетингу. Занятия проходят в гибридном формате (очно и онлайн). Мы даже добавили элементы геймификации, чтобы люди могли лучше отработать свои навыки", — поделилась она.
Государственная кадровая политика в сфере отельного бизнеса не вполне понятна. В регионах открываются колледжи и кафедры в вузах, обучение длится от 3 лет, при этом на выходе у выпускников нет практических навыков. Возникает вопрос: не проще ли готовить специалистов на коротких курсах, а далее отправлять на места, где им покажут все тонкости работы в действии? Когда встаёт вопрос, кого взять, выпускника с академическими знаниями, но без опыта или практика, которого обучили с нуля за несколько месяцев, многие будут склоняться ко второму варианту. Но всё же на многие позиции требуются кадры с высшим образованием.
Бизнесу сейчас необходимо инвестировать в обучение своей команды, считает Елизавета Нефёдова. Так, в бутик–отелях Academia разработали систему мотивации Academia rewards team, привлекли в штат корпоративных психологов. Но самая важная миссия внутри компании — это раскрывать таланты. Чтобы выявить талантливых сотрудников и найти к ним подход, предложить успешный карьерный трек, компания организует перспективным работникам собеседования с руководством минимум раз в полгода. Такой подход способствует росту и развитию Academia, а гости получают высокое качество и непрерывное улучшение.
О важности повышения профессиональной подготовки в гостеприимстве говорит и Ксения Безбородова. По её словам, рынок нуждается в практико–ориентированных образовательных проектах. "Островок" ежегодно запускает образовательный проект "О!Академия" — бесплатную обучающую программу по онлайн–дистрибуции и управлению доходами в отеле. Программа включает теоретические лекции и практикумы от ведущих экспертов рынка, её цель — научить отельеров эффективно управлять продажами номерного фонда и сопутствующих услуг, грамотно выстраивать стратегию маркетинга, управлять репутацией и совершенствовать сервис для гостей.

Зумеры и роботы

Отдельная тема — взаимодействие с так называемыми зумерами. Представители бизнеса в один голос говорят о том, как сложно замотивировать и удержать молодёжь. Деньги интересуют её в меньшей степени, чем миллениалов. При этом люди 20 с лишним лет крайне чувствительны к стрессу. Если раньше среднему линейному сотруднику было достаточно стабильной зарплаты и поощрения пару раз в год за заслуги перед компанией, то требования зумеров к своим прямым руководителям (а не наоборот) гораздо выше. Юным дарованиям нужно отводить интересную роль в команде, хвалить их. В некоторых компаниях даже специально обучают руководителей среднего звена общаться с молодыми специалистами. Каждый пытается привлечь и удержать сотрудников как может, что требует немалых расходов.
Александр Горохов рассказал, как много усилий сейчас направляется на укрепление HR–бренда. "Мы ввели систему мотивации, у нас работает штатный психолог, обновлено пространство офиса, куда добавили кофе–пойнты и массажные кресла. И это я не говорю о росте зарплат", — поделился он.
Эксперты считают, что в ближайшем будущем отельеры активнее станут применять искусственный интеллект (ИИ). Пока это довольно дорого, но попытки использовать такой инструмент бизнес уже совершает. Например, в сети отелей WONE Hotels сейчас внедрили использование сервиса бесконтактной регистрации гостей Wroomify, рассказала Александра Галиновская. Принцип работы терминала интуитивно понятен: гость вводит код бронирования на экране, сканирует паспорт и делает селфи, а система проверяет введённые данные на достоверность. Также турист может оплатить бронирование при заезде, заказать через сервис дополнительные услуги отеля.
С другой стороны, в клиент–ориентированных отраслях технологии эффективны только для решения рутинных задач. Одним словом, до замены людей машинами ещё далеко.