Беспилотные грузовики прибавили газу на платной трассе из Москвы в Петербург

Автор фото: ТАСС

Беспилотных грузовиков на трассе М–11 между Москвой и Петербургом становится всё больше, а ездят они всё быстрее

По итогам 2024 года скорость беспилотных грузовых перевозок на трассе М–11 "Нева" по маршруту Москва — Петербург выросла на 8%, а время в пути сократилось до 11 часов. Такой результат стал возможен благодаря запуску Северного обхода Твери, что исключило необходимость ручного управления на участке дороги, говорится в обзоре ассоциации "АвтоГрузЭкс", подготовленном совместно с транспортными компаниями ПЭК и Natcar.
Беспилотные грузовики на М–11 двигаются со скоростью 90 км / ч, что на 11% выше средней скорости автомобилей с водителями. За год объём автономных перевозок вырос на 29%, достигнув 12 тыс. м³ грузов. Переход на полностью беспилотные перевозки без водителей–испытателей ожидается в течение 5–7 лет, прогнозируют в "АвтоГрузЭкс". На маршрутах протяжённостью свыше 1 тыс. км развитие беспилотного движения поможет бизнесу снизить издержки на топливо и комплектующие на 10–14%.

Между столицами

Движение беспилотных грузовых автомобилей на трассе М–11 — тестовый проект Минтранса в рамках программы "Беспилотные логистические коридоры". Машины начали курсировать между Москвой и Петербургом в июне 2023 года. Поначалу все автономные фуры сопровождались водителем, который был обязан сидеть на водительском сиденье для перехода при надобности на ручное управление. Первопроходцами стали пять грузовиков разработки КамАЗ.
В сентябре 2024 года на маршруты вышли четыре полностью беспилотных грузовика. Человек всё ещё присутствует в кабине фуры, но уже на пассажирском сиденье. Сейчас в рамках "Беспилотных логистических коридоров" работают 67 грузовиков. По данным Минтранса, беспилотные фуры в 2024 году проехали 2,95 млн км.
Грузоперевозки фурами без водителей за рулём на трассе между Петербургом и Москвой в разное время запустили X5 Group, Wildberries и "Сбер". В 2025 году регулярные рейсы по М–11 введёт "Яндекс".
В 2023 году компания "Телематика" создала цифровой двойник трассы — точную копию всей дорожной инфраструктуры, которая интегрирована с системой V2X (vehicle–to–everything). Она позволяет беспилотным автомобилям и дороге обмениваться информацией в режиме реального времени.
В ближайшие годы планируется расширение беспилотных перевозок на другие трассы. В 2025 году автономные грузовики начнут курсировать по ЦКАД, а в 2026–м запустятся маршруты по М–12. Также на 2025 год установлен бесплатный проезд для беспилотных грузовиков по М–11 "Нева" и ЦКАД.

"Боржоми" с доставкой

X5 Group в 2023 году стала первой компанией среди продуктовых ретейлеров, которая запустила перевозки автономным транспортом по трассе М–11. Компания участвовала в разработке нормативных требований и тестировании.
"Важность развития автономных перевозок трудно переоценить. В перспективе они позволят оказывать значительное влияние на бизнес, снижая его зависимость от ротации персонала и повышая эффективность транспортировки", — подчёркивает управляющий директор X5 Transport Кирилл Кузьменко.
В конце января 2025 года торговая сеть "Перекрёсток" и "ИДС Боржоми" запустили беспилотные грузоперевозки по трассе М–11 на базе автономных тягачей компании Navio в распределительные центры сети. В рамках пилотного проекта полуприцеп "Перекрёстка" доставляется на склад поставщика, где загружается товарами, а затем отправляется в хаб в начале трассы. Там груз перецепляется к автономному тягачу, который выполняет основную часть маршрута.
В 2025 году общее количество рейсов X5 Group на автономных грузовиках Navio должно составлять до 14 в день.
Наращивать объёмы доставки товаров с помощью беспилотников по трассе М–11 намерены и в Wildberries.
"В начале проекта в 2023 году компания выполняла один рейс в день. К августу 2024 года мы нарастили количество беспилотных грузовиков и количество выполняемых рейсов увеличилось до трёх в день. А в феврале 2025–го мы ежедневно отправляем 16 беспилотных грузовиков из Подмосковья в Петербург", — рассказали "ДП" в пресс–службе компании.

Главное — интернет

День, когда по основным маршрутам будут ездить исключительно беспилотные транспортные средства, приближается, уверен директор по логистике ГК "ЕТЕ" Евгений Школьный.
"Однако следует учитывать и человеческий фактор: необходимость сокращения или переквалификации сотрудников. Мы всегда за второй путь и плавное, но стратегически важное развитие. Несмотря на то что системы управления беспилотными транспортными средствами ещё не идеальны и требуют серьёзной доработки, переход на такой вид транспорта неизбежен для логистики", — считает эксперт. Мешает слабая развитость инфраструктуры — на многих дорогах пока нет интернета.
"Грузовые автомобили передвигаются по трассе М–11 "Нева" с 2023 года, за это время они проехали более 4,6 млн км. С момента старта эксперимента не было зарегистрировано ни одной аварии по вине беспилотных грузовиков. За весь период эксперимента с беспилотным транспортом произошло 36 ДТП, с легковыми автомобилями. Из них только два по вине беспилотника, остальные — из–за действий водителей–испытателей или других участников движения", — комментирует управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency Иван Самойленко.