Новое поколение частных инвесторов в России заинтересовалось геймдев–индустрией

Автор фото: vostock-photo
Автор фото: vostock-photo
С осени прошлого года стали проявляться первые признаки серьёзного интереса частных инвесторов к вложениям в создание новых компьютерных игр.
На ноябрьской игровой конференции РЭД было представлено свыше 50 игровых проектов российских разработчиков, дошедших до стадии реализации и выпуска, в том числе на платформах VK Play и Steam. На начало 2025 года, по оценкам участников гейм–индустрии, в России насчитывалось около 500 самых разных перспективных проектов, реализуемых командами разработчиков–энтузиастов на собственные средства и с привлечением сторонних инвестиций.

Венчур в руинах

Не стоит забывать, что российский рынок венчурного финансирования уже третий год подряд переживает не лучшие времена. Однако сейчас на него выходит новое поколение инвесторов, для которых приобщение к игровой индустрии — это вопрос не только потенциальной сверхдоходности, но и определённого престижа. Эти люди, в прошлом году распробовавшие рынок ценных бумаг, благодаря чему количество частных инвесторов, имеющих брокерские счета на Московской бирже, увеличилось на 5,4 млн человек, выросли как раз на компьютерных играх.
Статус миноритарного акционера игрового проекта, который потенциально может выйти если не на общемировой, то хотя бы на национальный уровень, для них не менее ценен, нежели статус миноритарного акционера "Газпрома" или "Сбера".
"В 2022 году объём российского рынка венчурных инвестиций сократился в 3 раза по сравнению с 2021 годом. В 2023–м он снизился ещё на 80%. В 2024 году снижение продолжилось. Точных цифр ещё нет, но совершенно очевидно, что наметившееся на рынке в конце 2023 года оживление, которое многих воодушевило, так и не реализовалось в конкретные сделки, — комментирует председатель Союза организаций бизнес–ангелов Луиза Александрова. — Да, очень много переговоров, различной суеты, но по факту ничего позитивного не видно. Мы прочно легли на дно. И далеко не факт, что в 2025 году снизу снова не постучат и не пригласят спуститься".
Главная причина такого положения дел — окончательный развал прежней венчурной модели. Отработанные сценарии создания проектов с прицелом на западную аудиторию, с расчётом продажи бизнеса западным инвесторам неактуальны третий год. А полноценной замены им так и не появилось.
"У нас по–прежнему как класс отсутствуют компании, которые готовы покупать доказавшие свою состоятельность стартапы, — поясняет Луиза Александрова. — Это заставляет создателей новых проектов переориентироваться с модели роста стоимости запущенной ими компании на дивидендную модель. Большинству инвесторов нужны фактически мгновенные, в течение года, результаты. А это ломает традиционные модели роста стартапов по экспоненте. Первые прибыли не реинвестируются в набирающий обороты бизнес, а выводятся на счета инвесторов".
Ещё одним значимым фактором стал рост ключевой ставки, в конце октября прошлого года достигшей показателя 21%. Это повлекло за собой рост доходности по банковским вкладам до уровня 24% годовых. Что в свою очередь охладило пыл многих потенциальных инвесторов: зачем вкладывать деньги в стартап, который может ещё и не взлететь, если банки предлагают гарантированную доходность на таком уровне?

Первые ласточки

Однако всё–таки "различная суета" уже начала воплощаться в реальные сделки. Пионерами привлечения средств инвесторов наперекор ставкам по банковским вкладам становятся команды разработчиков игр.
"Интерес частных инвесторов к проектам по созданию игр растёт пропорционально интересу к альтернативным инвестициям. Катализатором для такого интереса стало развитие инвестиционных платформ. Они помогают “упаковать” инвестиции в геймдев и сделать их более понятными. Кроме того, инвесторы получают дополнительную защиту, что выгодно отличает инвестиции через платформы от вложения через договоры займа", — полагает управляющий партнёр Evolution consult Никита Демидов.
По его мнению, современный частный инвестор в геймдев — это успешный предприниматель или менеджер с высоким уровнем дохода, который имеет успешный опыт инвестирования через платформы или уже инвестировал в IT–компании. При этом такие инвесторы имеют высокие ожидания к скорости развития проекта.
"Спрос пока превышает предложение. Сильных проектов с запросом на вложения от частных инвесторов не много. Из реальных кейсов, реализованных в конце прошлого года, могу привести два. Инвестиционный раунд одного игрового проекта, собравшего 15 млн рублей от 361 инвестора. И инвестиционный раунд платформы для подготовки гейм–дизайнеров, собравшей 9,1 млн рублей от 388 инвесторов. Средний размер инвестиций в проект на сегодня составляет 41 тыс. рублей, что соответствует среднему размеру инвестиций в стартапы на схожем этапе развития из других ниш. При этом в среднем из 19 раундов, размещённых на платформе, один представляет геймдев–проект", — рассказывает CEO инвестиционной платформы Brainbox Альберт Алиев.
По его мнению, типичным частным инвестором в геймдев является мужчина в возрасте от 35 лет, который живёт в городе–миллионнике и также инвестирует на бирже. "В основном инвесторы готовы к долгосрочным вложениям с горизонтом возврата инвестиций 2–5 лет и ориентировочным ростом минимум X4 по портфелю, — говорит Алиев. — Важна для таких частных инвесторов и нефинансовая мотивация. Как правило, она лежит в области поддержки перспективных команд из России. Также можно отметить позитивное влияние программ поддержки бизнес–ангелов от таких институтов, как Московский инновационный кластер и “Сколково”".
Никита Демидов к факторам роста относит поддержку со стороны государства, геймификацию современного пользовательского взаимодействия, рост возраста и, соответственно, платёжеспособности игроков, развитие во всём мире киберспорта.

Риски и возможности

"Рынок будет неуклонно развиваться, потому что имеет во многом контрциклический характер и возможности для масштабирования. Очень хочется увидеть пре–IPO и IPO геймдев–проектов, — говорит Никита Демидов. — На бирже в последние годы инвесторы позитивно встретили IPO компаний из сферы IT: разработка, кибербезопасность. Выручка сильных игровых проектов может также заинтересовать инвесторов".
Луиза Александрова подтверждает, что IT–стартапы привлекают больше внимания, поскольку позволяют менять модели работы целых отраслей и перераспределяют финансовые потоки по–новому. Однако возникают значительные проблемы с квалификацией как самих стартапов, так и потенциальных инвесторов.
"Мало кто понимает, что надо не инвестировать в один понравившийся проект, а распределять долями сразу в десять. Ведь тогда шансы в итоге остаться в плюсе кратно возрастают. Инвесторы не в состоянии грамотно провести экспертизу проектов. Как на самом деле не в состоянии это сделать и различные краудинвестинговые платформы, хотя и декларируют это чуть ли не на каждом интернет–углу. И это большая проблема. Когда через 2–3 года пойдут финансовые крахи проектов, проверенных экспертами платформ, это очень серьёзно ударит по репутации такого механизма инвестирования. Хотя сам по себе он очень неплох. Просто его нельзя использовать для привлечения инвестиций в бизнес, который не обладает выручкой свыше 60 млн рублей в год", — объясняет она.
Так или иначе, на фоне наметившихся перспектив обратного подключения России к мировой финансовой инфраструктуре вполне возможно, что инвесторы, вкладывающиеся в перспективные российские геймдев–проекты, всё же смогут получить ожидаемый прирост вложений. А бизнес–успехи новых проектов затмят неизбежные для венчурной отрасли крахи начинающих студий и поверивших в них инвесторов, не позволив этому перспективному сегменту российского венчурного рынка вновь рассыпаться пеплом банкнот.