Прикинулись шлангом: мини–АЗС с дешёвым бензином расплодились в Петербурге

В Петербурге выросло количество контейнерных мини–АЗС
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Около 10% рынка автозаправочных станций Петербурга заняли небольшие контейнерные точки, торгующие по сниженным ценам. Это уже вызывает беспокойство крупного бизнеса. Там говорят, что работа таких бензоколонок не урегулирована.

Контейнерные АЗС описаны в своде правил "Станции автомобильные заправочные…". Их особенность состоит в надземном расположении резервуара для топлива и раздаточной колонки в контейнере хранения топлива, "выполненном как заводское изделие". На традиционных заправках резервуар с топливом обычно находится под землёй.
На практике мини–АЗС обычно выглядят как обычный контейнер (более или менее красиво украшенный) с заправочными пистолетами.

Быстро и дёшево

Нередко контейнерные АЗС устанавливают на частных территориях складского или промышленного назначения, на сдаваемых в аренду асфальтированных площадках. Бензин там обходится чуть дешевле, чем на больших заправках, но и дополнительных услуг практически не предлагается. В отличие от автоматических мини–АЗС крупных сетей (таких заправок в Петербурге, по данным Openstreetmap, не менее 30) на таких станциях порой нет даже навеса.
Изделие привозят автокраном и устанавливают на бетонную плиту. По словам игроков рынка, весь процесс, включая изготовление, монтаж и подключение к коммуникациям, укладывается в один месяц. Число контейнерных АЗС в Петербурге может превышать несколько десятков, причём ряд станций объединены в сети.
В сеть АЗС "КиришиАвтоМаркет", как говорится в её социальной сети, входят девять бензороботов на окраинах Петербурга и в ближайших пригородах. Несколько автоматических АЗС в Петербурге и Ленобласти работают под маркой BenzoStyle. Ещё одна сеть, которая так и называется — "Бензоробот", по открытым данным, располагает по крайней мере тремя точками, одна из которых находится на набережной Невы.
Всего в Петербурге, по данным "Комплексной схемы организации дорожного движения", действуют 512 автозаправочных станций различных видов. Во всей России же, по данным Росстата, на дорогах общего пользования в конце 2023 года насчитывалось более 30 тыс. заправок.
В чеке, выданном на одной из контейнерных АЗС, что открылась в 2024 году на проспекте Ветеранов на территории контейнерного терминала, в качестве владельца бизнеса указан индивидуальный предприниматель с видом деятельности "Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах" (ОКВЭД, характерный для заправок).
По словам игроков рынка, и другие мини–АЗС в основном зарегистрированы на ИП. По данным "Контур.Фокус", всего в Петербурге розничная торговля моторным топливом как вид деятельности является основным примерно для 200 юрлиц. Что касается ИП, то их в списке около сотни (некоторые, впрочем, могут быть связаны с крупными игроками).

Дети моратория

Как сообщил "Деловому Петербургу" вице–президент Нефтяного клуба Санкт–Петербурга Марат Муртазин, контейнерные АЗС стали появляться около 3 лет назад. Сегодня, по экспертной оценке, они оттянули на себя уже до 10% общей суммы продаж бензина на АЗС в Петербурге.
"В первую очередь их появление связано с тем, что у нас действует мораторий на проверки юридических лиц", — считает эксперт. По его мнению, зачастую подобные бензороботы действуют с нарушением законодательства, пользуясь тем, что их деятельность недостаточно урегулирована.
Есть, конечно, добросовестные участники, которые готовы соблюдать законодательство. Например, "Газпром нефть" ставит временные котейнерные АЗС на трассе М–11 стоимостью около 15 млн рублей за станцию. Те же, кто не стремится к соблюдению правил, могут ставить АЗС стоимостью в 5 раз дешевле.
Так как достаточной нормативной базы не существует, в ряде случаев такие АЗС не проверяет не только МЧС, но и Росстандарт, который должен следить за качеством и нормами отпуска топлива (например, чтобы под видом 95–го бензина колонка не выдавала 92–й). Если бы на таких заправках соблюдались все нормы, стоимость бензина на них была бы выше, убеждён Марат Муртазин. Он добавил, что в организации занимаются вопросом доработки нормативной базы, которая должна регулировать деятельность контейнерных АЗС, для обеспечения потребителя качественным топливом и безопасным сервисом.

Опасная экономия

К числу крупных производителей контейнерных АЗС относятся, в частности, АО "Пензаспецавтомаш" (выручка 1,2 млрд рублей в 2023 году) и московское ООО "Завод резервуарных конструкций “Стройтехмаш”" (выручка 237 млн рублей).
В Петербурге такие заправки выпускает ООО "Северо–Западный Резервуарный Завод". Коммерческий директор завода Олег Езерский сообщил "ДП", что на конец 2024 года в Петербурге было установлено 30–35 АЗС их производства. Если традиционная АЗС стоит 50–100 млн рублей, то контейнерную можно приобрести за сумму от 2 млн рублей. Поэтому для малого бизнеса это может быть выгодным вложением.
Бензороботы не считаются объектом капитального строительства, так что поставить их быстрее и проще. Некоторые производители предлагают контейнерные заправки ещё дешевле — по цене от 1 млн рублей, но, по мнению Езерского, они не соответствуют всем нормам и правилам МЧС. Экономия может быть на взрывозащите комплектующих, толщине и качестве металла. Производство может осуществляться не в цеху, а даже улице. Вместо требуемого по нормам двустенного резервуара может применяться одностенный с имитацией двустенного.
Если же не экономить, можно соблюсти все требования МЧС. Они изложены в том же своде правил "Станции автомобильные заправочные…". Какой–то специфики здесь нет, главное — ставить их в соответствии с нормативами и правилами, добавил Олег Езерский.
Как пояснили "ДП" в городском комитете имущественных отношений, АЗС не относятся к нестационарным торговым объектам. По общему правилу земельные участки предоставляются в аренду по итогам аукционов. "Следует отметить, что предоставление земельных участков в аренду по итогам аукциона для размещения модульных (контейнерных) АЗС в комитете не осуществлялось", — добавили там.
В комитете также сообщили, что согласно постановлению правительства РФ от 03.12.2014 №1300 утверждены виды объектов, которые могут размещаться на землях в госсобственности. В их числе зарядные станции (терминалы) для электротранспорта, площадки для размещения автомобильных заправочных станций компримированным и (или) сжиженным природным газом. Мини–заправки бензиновым топливом в перечне отсутствуют.

Главное — фундамент

Партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business Дарья Филина в комментарии "ДП" отметила, что требования к мини–АЗС и обычным АЗС отличаются в основном масштабом, сложностью объекта и объёмом нормативов. Обычно мини–АЗС имеют одну–две топливораздаточные колонки, а объём резервуаров для хранения топлива не превышает 40 м3. Для открытия бизнеса помимо обычных регистрационных действий и оформления прав на землю нужно получить согласования Роспотребнадзора, Госпожнадзора и МЧС, а также, например, заключить договор на вывоз и утилизацию отходов.
Разрешение на установку объекта на частной земле не нужно, если он является некапитальным. Но необходимо учитывать технические требования, среди которых, в частности, минимальная высота фундамента 20 см (и фундамент должен не менее чем на полметра выступать за стенки контейнера), наличие надёжного заземления, противопожарных перегородок и надписей "Огнеопасно".
"Одно из немногих, что объединяет обычные АЗС и их уменьшенные версии, — отсутствие необходимости получать лицензию на осуществление данного вида деятельности. Это стало возможно благодаря выведению АЗС из–под контроля Ростехнадзора в 2012 году, что принципиально изменило возможность эксплуатации всех видов АЗС", — добавила Дарья Филина.
Важно, чтобы такой вид использования земельного участка соответствовал разрешённому Правилами землепользования и застройки. Заправка транспортных средств в большинстве зон относится к условно разрешённым видам использования, то есть для её организации нужно провести публичные слушания. Однако в рекреационных зонах АЗС вообще недопустимы. Кроме того, для земельного участка должна быть установлена санитарно–защитная зона, учитывающая размещение бензоколонки. В Градостроительном кодексе нет перечня — какой объект капитальный, а какой нет. Есть только признак: некапитальные могут быть перемещены и собраны на новом месте без "несоразмерного" ущерба функции. При этом для размещения некапитального объекта не нужно проходить экспертизу. Приехал и поставил. И сейчас модульные здания появляются в самых разных сферах. Это связано с постоянной технологической гонкой, когда многие вещи переводятся в мобильный формат. Если какие–то объекты не согласованы, на них могут закрывать глаза, но это всё до первой катастрофы, пока что–нибудь не рванёт. В таком случае федеральные службы быстро об этом вспомнят.
Александр Карпов
консультант председателя комиссии по городскому хозяйству ЗакСа
Прежде всего необходимо определиться, о капитальных или нет объектах идёт речь. По смыслу Градостроительного кодекса, если объект прочно связан с землёй и подключён к коммуникациям, его можно признать капитальным. А значит требуется разрешение на строительство и предшествующие ему согласования. Во–вторых, даже если объект считается некапитальным, это, с моей точки зрения, не отменяет требования к нему как к особо опасному. Так, необходимые санитарно–защитные зоны связаны не только с постройками, но и с функцией и деятельностью, которая ведётся на том или ином участке. Кроме того, установка на участке такой мини–заправки в любом случае должна быть согласована с градостроительным регламентом и видом разрешённого использования участка. В подобных же случаях речь идёт об объектах повышенной опасности. Кроме того, для автозаправочной станции, очевидно, нужно предусматривать выезды и обеспечить примыкание к улично–дорожной сети. Таким образом, с юридической точки зрения я не считаю, что организовать по закону мини–АЗС будет намного проще, чем полноценную бензоколонку. Это сопоставимый объём согласований.
Алмаз Кучембаев
руководитель юридического агентства "Кучембаев и партнёры"
Такие АЗС используются чаще всего как мобильное решение для заправки какой–то техники в местах, где нет обычной городской инфраструктуры (стройки, промышленные площадки, собственные автопарки заводов или других предприятий), а также для заправки сельскохозяйственной техники в сезон полевых работ. Кроме того, зачастую такие мобильные АЗС ставят на новых трассах как временное решение, до постройки больших стационарных заправок. Это могут быть установки разных размеров и мощности, в основном контейнерного типа (под стандартные 20– или 40–футовые морские контейнеры для удобства перевозки на прицепе фуры) либо более компактные варианты. Их производством занимаются многие транспортные и машиностроительные компании. Зачастую этот бизнес совмещён с бизнесом по переоборудованию грузовой техники в спецтранспорт и тому подобное. Так что если они заводского, серийного производства от добросовестных производителей, то они сертифицированы и соответствуют требованиям безопасности, включая встроенные системы пожаротушения.
Максим Малков
руководитель практики по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Kept