Около 10% рынка автозаправочных станций Петербурга заняли небольшие контейнерные точки, торгующие по сниженным ценам. Это уже вызывает беспокойство крупного бизнеса. Там говорят, что работа таких бензоколонок не урегулирована.
Контейнерные АЗС описаны в своде правил "Станции автомобильные заправочные…". Их особенность состоит в надземном расположении резервуара для топлива и раздаточной колонки в контейнере хранения топлива, "выполненном как заводское изделие". На традиционных заправках резервуар с топливом обычно находится под землёй.
На практике мини–АЗС обычно выглядят как обычный контейнер (более или менее красиво украшенный) с заправочными пистолетами.
Быстро и дёшево
Нередко контейнерные АЗС устанавливают на частных территориях складского или промышленного назначения, на сдаваемых в аренду асфальтированных площадках. Бензин там обходится чуть дешевле, чем на больших заправках, но и дополнительных услуг практически не предлагается. В отличие от автоматических мини–АЗС крупных сетей (таких заправок в Петербурге, по данным Openstreetmap, не менее 30) на таких станциях порой нет даже навеса.
Изделие привозят автокраном и устанавливают на бетонную плиту. По словам игроков рынка, весь процесс, включая изготовление, монтаж и подключение к коммуникациям, укладывается в один месяц. Число контейнерных АЗС в Петербурге может превышать несколько десятков, причём ряд станций объединены в сети.
В сеть АЗС "КиришиАвтоМаркет", как говорится в её социальной сети, входят девять бензороботов на окраинах Петербурга и в ближайших пригородах. Несколько автоматических АЗС в Петербурге и Ленобласти работают под маркой BenzoStyle. Ещё одна сеть, которая так и называется — "Бензоробот", по открытым данным, располагает по крайней мере тремя точками, одна из которых находится на набережной Невы.
Всего в Петербурге, по данным "Комплексной схемы организации дорожного движения", действуют 512 автозаправочных станций различных видов. Во всей России же, по данным Росстата, на дорогах общего пользования в конце 2023 года насчитывалось более 30 тыс. заправок.
В чеке, выданном на одной из контейнерных АЗС, что открылась в 2024 году на проспекте Ветеранов на территории контейнерного терминала, в качестве владельца бизнеса указан индивидуальный предприниматель с видом деятельности "Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах" (ОКВЭД, характерный для заправок).
По словам игроков рынка, и другие мини–АЗС в основном зарегистрированы на ИП. По данным "Контур.Фокус", всего в Петербурге розничная торговля моторным топливом как вид деятельности является основным примерно для 200 юрлиц. Что касается ИП, то их в списке около сотни (некоторые, впрочем, могут быть связаны с крупными игроками).
Дети моратория
Как сообщил "Деловому Петербургу" вице–президент Нефтяного клуба Санкт–Петербурга Марат Муртазин, контейнерные АЗС стали появляться около 3 лет назад. Сегодня, по экспертной оценке, они оттянули на себя уже до 10% общей суммы продаж бензина на АЗС в Петербурге.
“
"В первую очередь их появление связано с тем, что у нас действует мораторий на проверки юридических лиц", — считает эксперт. По его мнению, зачастую подобные бензороботы действуют с нарушением законодательства, пользуясь тем, что их деятельность недостаточно урегулирована.
Есть, конечно, добросовестные участники, которые готовы соблюдать законодательство. Например, "Газпром нефть" ставит временные котейнерные АЗС на трассе М–11 стоимостью около 15 млн рублей за станцию. Те же, кто не стремится к соблюдению правил, могут ставить АЗС стоимостью в 5 раз дешевле.
Так как достаточной нормативной базы не существует, в ряде случаев такие АЗС не проверяет не только МЧС, но и Росстандарт, который должен следить за качеством и нормами отпуска топлива (например, чтобы под видом 95–го бензина колонка не выдавала 92–й). Если бы на таких заправках соблюдались все нормы, стоимость бензина на них была бы выше, убеждён Марат Муртазин. Он добавил, что в организации занимаются вопросом доработки нормативной базы, которая должна регулировать деятельность контейнерных АЗС, для обеспечения потребителя качественным топливом и безопасным сервисом.