Автозапчасти теперь предпочитают покупать в онлайне, маркетплейсы и классифайды серьёзно теснят офлайн–розницу.
Автолюбители стали всё чаще выбирать запчасти и другие автотовары на маркетплейсах. А вот в офлайн–магазинах количество покупок сократилось.
Перспективная категория
Маркетплейсы из–за растущего спроса расширяют количество товаров в данной категории. Спрос на автотовары на Ozon в этом году продолжает расти двузначными темпами — так, в январе и феврале продажи в Петербурге увеличились больше чем в 1,5 раза год к году.
Быстрее остальных растут покупки оборудования для диагностики и ремонта автомобилей — в 4 раза год к году. Это связано с тем, что профессиональные автосервисы тоже всё чаще делают покупки на Ozon. В том числе это происходит из–за того, что маркетплейсы смогли выстроить процессы контроля качества масел, оборудования и запчастей. Также в топе по темпам роста спроса шины для мотоциклов и квадроциклов, мотоаксессуары.
"Покупки резины начали активно переезжать в онлайн год назад, когда мы изменили подход к доставке и предложили покупателям забирать шины в пункте выдачи заказов, как и другие товары. Кроме того, январь и февраль — традиционный период раннего спроса на шины и другие товары для мототехники, любители готовятся к сезону", — говорят в пресс–службе Ozon.
За последние полгода количество доступных автотоваров на площадке выросло на 15%. Например, в начале марта появились подержанные автозапчасти. Витрина пополнилась товарами, которые подходят для повторного использования: компонентами двигателей, коробок передач, кузовными деталями, элементами ходовой системы, салона и электрооборудования.
Продажи автотоваров на Wildberries в Петербурге с 1 января по 15 марта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли почти на 50%, а средний чек увеличился на 7%. Частично это объясняется значительным ростом ассортимента товаров — на 45%.
Самую высокую динамику показали автомобильные шины и диски — рост на 250%. В связи с ранней весной зафиксирован повышенный спрос на летние шины уже в марте. Оборот автозапчастей вырос почти на 100%. Автохимии и автокосметики купили почти на 60% больше, масел и технических жидкостей — на 58%, аккумуляторов — на 46%.
По данным "Авито", в Петербурге за последние 3 месяца комплектующие для салона покупали чаще на 13%, детали рулевого управления и стёкла — на 6%, детали тормозной системы — на 3%.
Среди б/у запчастей заметный рост продаж показали товары для салона автомобиля (+16%), аккумуляторы (+10%) и комплектующие для тормозных систем (+3%). Новыми стали активнее покупать комплектующие для рулевого управления (+21%) и автомобильные стёкла (+12%).
Лидеры продаж в 2025 году в Петербурге относительно прошлого года — запчасти для автомобилей Chery и Geely, их покупали в 1,5 раза чаще. Среди европейцев чаще продавались автокомпоненты для BMW — на 20%.
При этом по доле в общем объёме продаж пока ещё лидируют компоненты для немецких (VAG, BMW, Mercedes–Benz) и корейских (Hyundai, Kia) машин.
"Мы не наблюдаем дефицита запчастей в 2025 году — сейчас на платформе представлено более 3,5 млн компонентов для легковых автомобилей, при этом оборот от продажи запчастей за год вырос на 13,4%", — отмечают в "Авито".
Офлайн дороже
Эксперты прогнозируют, что повсеместное развитие онлайн–торговли вскоре может повлиять на спрос в традиционной рознице. Заместитель генерального директора "ЕвроАвто", член правления Союза автосервисов Илья Плисов отмечает, что онлайн–торговля, и в частности маркетплейсы, активно забирает долю продаж у офлайна. И в самом ближайшем будущем это может сказаться на численности традиционных автомагазинов.
Впрочем, речь идёт о достаточно отдалённой перспективе. На данный момент число автомагазинов, по данным ФНС, продолжает расти. Так, в Петербурге в 2023 году работало 546 автомагазинов, в 2024–м — 565, а в этом году — 587. Выручка сегмента за 2024 год по Петербургу составила 26,1 млрд рублей.
По данным аналитического центра "Чек Индекс" компании "Платформа ОФД", в январе–феврале средний чек на автотовары в Петербурге составил 6483 рубля, что на 24% выше уровня прошлого года. Число покупок при этом сократилось на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.
Эксперты "Чек Индекс" уточняют, что на увеличение среднего размера затрат на автомобильные товары продолжает влиять ценовой фактор, связанный со сложностью логистических процессов и наличием транзакционных издержек.
“
"Закономерно это приводит к снижению спроса. Тем не менее большой объём автопарка с импортными запчастями поддерживает высокий денежный оборот в сегменте автотоваров в целом", — замечают представители сервиса.
Стабильный год
Илья Плисов отмечает, что за последние 2 года дистрибьюторы приучили рынок к использованию аналогов. Зачастую даже дилеры пользуются неоригинальными запчастями. Связано это с тем, что поставки оригинала, особенно для европейских марок, так и не наладились. В результате рынок заполнен местными торговыми марками.
На сегодняшний день основной источник запчастей — это Юго–Восточная Азия, Китай, Индия, Иран, Турция и другие страны, которые зачастую своих поставок на конвейер не имеют. "В целом цены на запчасти сейчас достаточно стабильны. Был прыжок в конце прошлого года, связанный с курсом доллара, но большинство поставщиков рост сдерживали за свой счёт. И если сравнивать с прошлогодними значениями, фактически мы имеем нулевое изменение цен на запчасти. Но какие–то марки немного дорожают. На 5–15% растут цены на оригинальные детали", — подчёркивает Илья Плисов.
В ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) считают, что китайские бренды уверенно лидируют на российском рынке. Постоянно улучшаются логистические цепочки поставок запчастей, процессы взаимодействия с автопроизводителями, в том числе обучение сервисному обслуживанию пришедших брендов.
"Уже можно сказать, что основной период дефицита запчастей пройден. В первую очередь это касается брендов, официально представленных в России", — говорят в РОАД.
По словам Ильи Плисова, определённую сложность с поставками в ближайшее время может вызвать маркировка, которая к концу года станет обязательной для масел и технических жидкостей, а через год — для свечей, фильтров и стёкол.
"К долгому сроку поставки прибавится время на остановку контейнеров в пути, разбор палет, дополнительную маркировку товара и сбор этого всего обратно. Что прибавит дополнительные 2–3 дня в среднем на поставку", — заключает эксперт.