На рынке производства электрокаров в России возник застой

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Продажи электрических автомобилей растут, но перспективы этого сегмента транспорта по–прежнему туманны.

Концерн ВКО "Алмаз–Антей" отказался от дальнейшей работы над проектом электрокроссовера e–Neva, разработанного Обуховским заводом. Как рассказали на прошлой неделе источники "Коммерсанта", разработка не получила должного финансирования, а сама компания перегружена основными задачами в условиях СВО. В Минпромторге заявили, что электромобиль пока остаётся на стадии концепта.
Заместитель гендиректора концерна Михаил Подвязников уточнил РБК, что команда разработчиков электрокара перешла в АО "Романов". Это предприятие сейчас занимается проектом грузовиков БАЗ на площадке в Шушарах, где ранее выпускались тягачи Scania и MAN. В компании не ответили на вопрос "Делового Петербурга", будет ли продолжаться работа над e–Neva.

Какие электрокары выпускаются в России

Производством электрических автомобилей в РФ занимаются несколько предприятий. Большинство из них собирают авто на базе китайских машин.
Липецкий "Моторинвест" с 2022 года выпускает электрические Evolute, созданные на основе "китайцев" Dongfeng. Покупателям предлагаются шесть моделей, в том числе седан, кроссоверы и минивэн, стоимостью от 1,6 млн рублей.
В столице выпускают "Москвич 3e", прародителем которого является JAC, на сайте производителя цена машины начинается от 3 млн рублей.
Калининградский "Автотор" производит электроседаны "Амберавто", которые являются версией JMEV. Также стало известно, что компания приступила к предсерийному производству электрокара категории L7.
Аутентичных российских проектов легковых электрокаров насчитывалась всего пара штук, одним из них как раз была петербургская e–Neva, так и не доведённая до ума.
Свой проект реализует отечественный АвтоВАЗ, начавший прошлой осенью сборку электрических "Ларгусов" на площадке в Ижевске. За несколько месяцев до этого компания презентовала на ПМЭФ–2024 электрическую версию "Нивы".
Как отмечают в ГК "АвтоСпецЦентр", российское производство электромобилей сталкивается с рядом препятствий, в том числе это ограниченный доступ к сырьевым ресурсам и технологиям. Развитие отрасли сдерживают отсутствие собственной базы для производства аккумуляторов и зависимость от импорта ключевых компонентов.
"Хотя в России принята концепция развития электротранспорта до 2030 года, объёмы финансирования и меры поддержки уступают китайским инициативам. Недостаточное количество зарядных станций ограничивает привлекательность электромобилей для водителей", — прокомментировали в пресс–службе компании.
Генеральный директор ООО "Автостат Инфо" Олег Юдаков указывает на общие проблемы, с которыми столкнулся отечественный автопром в результате санкционной войны. Множество производственно–логистических цепочек, разнесённых по всему миру, в момент оказались "разрублены", что показало импортозависимость отрасли.
"И у нас, конечно, с точки зрения государства недостаточно сформирован пул поддержки и нет таких же субсидий на покупку электромобилей, как, допустим, есть в Китае. Да, у нас есть меры, но кажется, что этого недостаточно. Нужно, может быть, как–то иначе стимулировать", — считает эксперт.

Сколько электрокаров продаётся в РФ

По данным агентства "Автостат", продажи электромобилей в прошлом году показали рекордный объём. Всего в стране за 12 месяцев было продано 17,8 тыс. новых машин, это на 26,4% больше, чем в 2023–м.
В то же время темп роста снизился, годом ранее продажи повысились в 4,7 раза. По этой причине доля электромобилей в общей структуре реализации новых авто снизилась с 1,3% в 2023 году до 1,1% в 2024–м.
Почти половину рынка занял китайский Zeekr, поставляющийся по серому импорту. Продажи машин марки выросли вдвое, до 7,6 тыс. единиц. Далее идут "отечественные" "Москвич" и Evolute, которые сильно отстали от лидера, — 1,8 тыс. и 1,2 тыс. проданных машин соответственно. При этом результат первой марки увеличился в 3 раза, а второй упал на 39%.
Согласно подсчётам маркетингового агентства НАПИ, корпоративные продажи электрокаров выросли на четверть. Всего юрлица приобрели 4,9 тыс. новых "электричек". Таким образом, на их долю пришлась почти треть всех купленных машин.
В Петербурге схожие результаты. По данным "Автостат Инфо", за год в городе было зарегистрировано чуть более 1 тыс. новых электрокаров, их общая доля в структуре продаж составила менее 1,5%. Объём проданных авто вырос на 10%. Как отмечает телеграм–канал AutoRun SPb, среди лидеров в городе — тот же Zeekr, Tesla и также китайская Ora.На старте текущего года продажи упали. В январе–феврале в России было продано 1,3 тыс. новых электромобилей, на 63% меньше, чем за этот же прошлогодний период. При этом рынок легковых авто в целом просел всего на 9%, пишет в своём телеграм–канале директор "Автостата" Сергей Целиков.
"Здесь сыграла совокупность многих факторов, и в принципе это было предсказуемо. Стало больше проблем с ввозом — все эти китайские бренды, которые представлены сейчас на российском рынке, продаются неофициально в силу многих причин. Плюс общий тренд на снижение потребления таких автомобилей просто в силу того, что их дорого обслуживать и есть проблемы с доступностью инфраструктуры", — объясняет Юдаков.
Автор канала AutoRun SPb эксперт авторынка Денис Гаврилов добавляет, что китайским машинам, на базе которых собирают отечественные "электрички", несколько лет и на родине они уже прошли пик продаж. Потребитель при выборе авто обращает на это внимание.
"Что касается российских электромобилей, то я бы сказал так: была сделана ставка на корпоративных клиентов и на госструктуры, их доля прямо зашкаливала. А розничные клиенты, так понимаю, были не в приоритете, и в них ни Evolute, ни “Москвич” особо не “целились”. То есть, конечно, они “целятся”, но, по сути, понимают, что заработают в корпоративном сегменте всё–таки, а не в розничном", — полагает автоэксперт.
Zeekr же представляет премиум–сегмент и старался заменить ушедших с российского рынка конкурентов. Модель прежде всего рассчитана на состоятельных клиентов, зачастую готовых покупать "китайца" в качестве второго авто. Массовому же потребителю она слабо доступна из–за высокой стоимости, отмечают участники рынка. Таким образом, ниша электрокаров, изначально являвшаяся премиальной, во многом остаётся таковой, а попытки сделать её массовой пока не увенчались успехом.
Перспективы российских электромобилей зависят от нескольких факторов: инвестиций в исследования и разработки. Компании открывают центры исследований и разработок для изучения использования никельсодержащих катодных материалов в батареях, что может стать основой для будущих проектов в сфере производства аккумуляторов. Партнёрство с китайскими компаниями может способствовать развитию отечественного производства. Увеличение инвестиций в инфраструктуру зарядных станций и предоставление налоговых льгот для производителей и покупателей электромобилей могут стимулировать рост рынка.
Исраел Мгдесян
начальник отдела продаж автомобилей "Автодом Электро"
Разумеется, перспективы производства российских электрокаров будут тем лучше, чем больше эта отрасль получит мер поддержки. И как с точки зрения производства, компонентной базы, так и с точки зрения потребителей. Им нужны более ощутимые субсидии и преференции для того, чтобы они захотели покупать автомобили. И разумеется, тут же им нужна развитая инфраструктура. Если во всех этих направлениях будет сделано достаточно, я думаю, что в принципе мы повторим историю с китайским рынком.
Олег Юдаков
Генеральный директор ООО "Автостат Инфо"