Снова норма: бизнес в Петербурге активно развивает корпоративное волонтёрство

Автор фото: Сергей Ермохин

Доход от работы одного сотрудника на 26% выше в компаниях с высоким уровнем вовлечённости сотрудников. Такими данными с "ДП" поделились в Национальном совете по корпоративному волонтёрству (НСКВ) в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Однако в фокусе внимания бизнеса не только экономический эффект от добровольчества. Эксперты рассказали, когда волонтёрские проекты дают действительно впечатляющие результаты.

Специалисты едины во мнении: бизнес стал активнее поддерживать добровольческую деятельность своих сотрудников и более умело её организовывать. Интерес петербургских компаний к корпоративному волонтёрству существенно возрос благодаря воздействию нескольких факторов, уточняет директор Центра корпоративной социальной ответственности Института "Высшая школа менеджмента" СПбГУ Юрий Благов.
Во-первых, сформировался устойчивый тренд на участие бизнеса в решении актуальных социальных и экологических проблем, перечисляет эксперт. Во-вторых, компании убедились, что корпоративное волонтёрство — не просто рядовая форма благотворительной деятельности. Это инструмент, позволяющий успешно решать целый ряд задач — от улучшения качества жизни в регионах, где присутствуют компании, до укрепления корпоративной культуры и развития профессиональных и личностных компетенций сотрудников. В-третьих, на качественно новый уровень выходит развитие партнёрских отношений под руководством регионального отделения НСКВ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Динамика развития организации, действительно, впечатляет. "Если в 2019 году наше региональное представительство объединяло лишь 4 компании, то теперь это уже масштабное сообщество из 30 организаций. И всё больше компаний выражают желание развивать корпоративное волонтёрство и присоединяться к совместным волонтёрским инициативам Совета", — говорит председатель НСКВ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Елена Киянова.

Внутренний запрос

Рост интереса к этому направлению очевиден. "Бизнес начал понимать и принимать тот факт, что мотивация сотрудников связана не только с различными материальными благами", — поясняет директор практики "Образовательные и социальные проекты" консалтинговой компании You Social Алла Груздева. По словам эксперта, для работников сегодня важно наличие в компании проектов, дающих возможность помогать различным благотворительным организациям, чьим подопечным человек сопереживает, сочувствует от души. "И именно поэтому бизнес поддерживает такие инициативы и помогает в развитии корпоративного волонтёрства", — уверена она.
При этом компании стремятся стимулировать добровольческую деятельность сотрудников, увеличивая аудиторию проектов и предлагая всё больше возможностей для участия. "Когда-то мы начинали со сбора кормов для приютов один раз в год. Сейчас всё намного масштабнее: активности волонтёрского клуба "Добрый Setl" сильно расширились, они включают и дни донора, и участие в зелёных акциях со сбором мусора и высадкой деревьев, и выезды в приюты для ухода за животными, выезды к ветеранам и многое другое. Численность волонтёров растёт, поскольку мы предоставляем простой способ сделать доброе дело — просто присоединиться к уже организованным акциям. Есть постоянные участники, есть однократные: кто-то принёс на сбор книгу или одежду, кто-то провёл мастер-класс для воспитанников детского дома. Главное — людям приятно сделать доброе дело в компании своих коллег-единомышленников, это рождает особую атмосферу добра и взаимопомощи, сплачивает коллектив", — уверена Адиля Корсакова, координатор волонтерского клуба холдинга Setl Group.
Подобная деятельность позволяет бизнесу развивать внешний и внутренний HR-бренд: она подтверждает социальную ответственность компании. И это является весомым преимуществом в условиях кадрового дефицита. Молодому поколению важны ценности компании при выборе работодателя. Сотрудники, в свою очередь, понимают, что могут делать нечто значимое, нужное и полезное для общества не только самостоятельно, но и в рамках корпоративной деятельности.
"Для сотрудников это повод гордиться своей компанией, чувствовать причастность к её социально значимым целям. К тому же, коллеги и руководство могут увидеть в сотруднике сильные качества, которых раньше не замечали, может раскрыться какой-то новый потенциал. Кроме того, человек чувствует одобрение и поддержку коллектива. Всё это — важные моменты в самореализации, повышении удовлетворённости от работы и жизни в целом", — говорит Адиля Корсакова.
Что ещё важно: полученный положительный опыт, ощущение принесённой пользы сотрудник в итоге связывает с компанией и её командой. "Создание благоприятной атмосферы в коллективе, укрепление корпоративных ценностей, а также рост показателей лояльности и вовлечённости персонала — лишь часть тех преимуществ, которое приносит корпоративное волонтёрство в жизнь компании", — добавляет Елена Киянова. Однако эксперты уточняют, что процесс необходимо грамотно организовать.

Программы пользы

"Компании должны рассматривать корпоративное волонтёрство как специфический бизнес-процесс, реализация которого невозможна без использования всех атрибутов эффективного управления, — говорит Юрий Благов. — Оно, в свою очередь, может служить моделью управления современным ответственным бизнесом, ориентированным на устойчивое развитие компании".
При этом, и в корпоративном волонтёрстве нужен системный подход. "Это не только различные обучающие курсы, которые проводятся для волонтёров, но и менторство — регулярные встречи с "коллегами-добровольцами", чтобы они обменивались своими мыслями и наработками, — уточняет Алла Груздева. — Очень важно выстраивать комьюнити и делать его не только дружественным, но и поддерживающим".
Адиля Корсакова говорит, что, помимо методической помощи, чтобы наладить процесс, необходимы организатор или группа менеджеров, занимающихся данным направлением. Кроме того, для оповещения и оперативной связи волонтёров следует задействовать разные каналы коммуникации. Некоторые из них могут быть "внешними" — так к проектам можно привлекать не только членов семей сотрудников, но и клиентов компании, её партнёров. В холдинге таким источником информирования является открытый Телеграм-канал "Добрый Setl".
Когда социальная деятельность в компании хорошо выстроена, число желающих в неё включиться постоянно растёт. Люди приходят с новыми инициативами, которые может поддержать бизнес. И при этом многие организации сегодня вводят систему поощрения специально для волонтёров.

Зоны интересов

"В Петербурге и Ленобласти среди корпоративного сектора наибольшей популярностью пользуются эколого-культурные волонтёрские инициативы, — рассказывает Елена Киянова. — Особого внимания заслуживают проекты Совета "Волонтёры Петергофа" и "Зелёные игры", которые благодаря детально проработанной стратегии реализации создают надёжную основу для долгосрочных позитивных преобразований".
Автор: Адиля Корсакова
Этот вид деятельности приобретает всё более регулярный и системный характер, замечает Юрий Благов. Эксперт уточняет, что на смену разовым проектам приходят программы, реализуемые в рамках долгосрочных стратегий корпоративного волонтёрства как элемента стратегии устойчивого развития компании.
Кроме того, бизнес сегодня активно объединяет усилия в реализации социальных инициатив, осуществляет совместные акции на региональном и даже федеральном уровнях. Так, при Торгово-промышленной палате РФ есть Совет по устойчивому развитию бизнеса, корпоративной социальной ответственности и волонтёрству.
"На мероприятиях для вовлечённого бизнеса мы видим: на уровне государства транслируется идея, что корпоративное волонтёрство не должно быть чем-то уникальным и экстраординарным — это должно стать нормой. Раньше так и было: многие представители старшего поколения знали, что поработать на субботнике — это просто часть жизненного распорядка, никакой не подвиг. Люди жили экологично, не называя это таким словом. И хотелось бы, чтобы в нашем обществе вновь закрепилось такое мировоззрение, когда добрые дела будут восприниматься просто как неотъемлемый атрибут здорового образа жизни", — резюмируют в Setl Group.