Продюсерские центры ищут способы продвигать культурный контент за пределами региона. По мнению экспертов, наиболее эффективны бесплатные онлайн-показы — они привлекают потенциального офлайн-зрителя.
Интерес к культурным событиям повышается, что особенно заметно на контрасте с первыми годами после пандемии.
По данным исследований, в 2024 году продажи билетов на развлекательные и спортивные мероприятия в денежном выражении выросли на 20%, а в 2025 году индустрия может рассчитывать на рост 17%. Рынок вернулся к доковидному уровню в 2023 году.
По данным GfK, доля россиян, которые регулярно посещают культурные и развлекательные мероприятия, увеличилась по состоянию на конец 2024 года до 53%. В частности, до 20% выросло число посетителей театров, концертов — до 22%, а посещаемость кинотеатров возросла до 45%, мюзиклы интересны до 13% россиян.
Вкусы у зрителей меняются, особенно это заметно на контрасте мероприятий, на которые чаще ходят представители возрастных категорий 30+, 45+, и контента, потребляемого зумерами. При этом предложение на рынке сегодня обширное, поэтому, чтобы удержать интерес зрителя, необходимо вкладываться в продвижение.
И пусть все увидят…
Ещё до пандемии в рамках нацпроекта "Культура" по всей стране открыли сеть виртуальных концертных залов, чтобы люди могли познакомиться с жемчужинами мировой сцены, не выезжая из своего населённого пункта. Спектакли стали как транслироваться в прямом эфире, так и показываться в записи. Те, кто присоединился к нацпроекту, открыли для себя перспективный канал коммуникации со зрителем.
Благодаря показам спектаклей и концертов стала формироваться аудитория потенциальных интересантов, которые, планируя путешествия внутри страны, запасались билетами на события, аналогичные тем, которые понравились им в трансляции. С пандемией подобные онлайн-проекты приобрели особую актуальность. Геополитическая ситуация и ограничения путешествий для россиян тоже подняли спрос на отечественный культурный контент.

Однако для его популяризации нужны были свежие идеи. Организаторы мероприятий стали пробовать новые форматы виртуального продвижения. Например, СПб ГБУК "Петербург-концерт" предложило пользователям подписных платформ и спутникового телевидения смотреть не только трансляции, но и передачи, которые запустили в партнёрстве с "Триколором".
“
"Нам стало интересно, будет ли востребован контент, созданный “на чистовую”: трансляции дают эффект присутствия зрителю, но их качество уступает. Для телевидения делается продукт в более высоком разрешении, который можно отредактировать, добавить интервью с артистами или режиссёром — это полноценный медиапродукт", — поделилась курирующая данное направление заместитель генерального директора СПб ГБУК "Петербург-концерт" Алёна Войнова.
Изначально это было задумано в качестве эксперимента, но результаты превзошли ожидания. Если каждую трансляцию смотрели 2-50 тыс. человек, то средний охват передачи — 1,1-1,2 млн зрителей.

"Название для телевизионного цикла я придумала сама: “Культурный перерыв” с “Петербург-концертом”. Наш субботний зрительский клуб доступен россиянам, мы показываем видеоверсии лучших концертов, интервью с артистами, творческими коллективами — носителями петербургской культуры. Весь контент, с которым мы выходим в онлайн-пространство, авторский: мы создаём его сами — от идеи до постпродакшена. Все этапы видеопроизводства обеспечивает наш Медиацентр", — рассказала генеральный директор СПб ГБУК "Петербург-концерт" Екатерина Артюшкина.
Эксперты уверены, что продвижение культурных проектов за пределами региона крайне важно. По данным "Турбарометра Санкт-Петербурга", в 2024 году город принял 11,6 млн туристов. Поток гостей растёт год от года, что означает и рост аудитории, которая потенциально могла бы посещать культурные учреждения и смотреть постановки и концерты на городских сценах.
Поспорить о вкусах
Знакомство со зрителем артистов, которые ещё не успели завоевать любовь публики (например, молодые таланты), сегодня усложнилось. Если раньше они могли заявить о себе во время гастролей, даже внутри страны, то теперь ситуация иная. Платёжеспособность упала, и жители регионов с меньшим энтузиазмом покупают билеты на различные события. В то же время знакомство с артистами через виртуальный концертный зал не требует оплаты, поэтому воспринимается с большей лояльностью.
Для сферы медиа важно понимание не только охвата аудитории, но и предпочтений. Жанров мероприятий множество: академическая классика, джаз, кроссовер, современный танец, национальная музыкальная культура, драматический театр, опера, оперетта и т.д. Не имея инструмента аналитики, маркетологам сложно понять, как лучше выстраивать репертуар, чтобы обеспечить больший объём продаж. Посредством сбора данных о просмотрах же удаётся собрать более ясную картину.
“
"Большой популярностью пользуются эстрадные концерты, будь то оркестр, певец с небольшим бендом или произведение с фольклорным уклоном. Также активно смотрятся мюзиклы, попурри из музыкальных спектаклей. Это говорит о потребности людей в позитивном и динамичном контенте", — отметила Алёна Войнова.
По её словам, эстрадный жанр близок людям 40+, при этом современные авангардные танцевальные концерты смотрит в основном молодёжь.
Любовь зрителя к произведениям сценического искусства начинается со знакомства. Потребитель становится всё более требователен к тому, на что тратит деньги. Поэтому возможность заранее ознакомиться с контентом даёт больше шансов завоевать доверие людей. Нельзя допустить угасания интереса к театру и танцевальному искусству, понимание этого зарождает всё больше новых идей для продвижения.