Петербургская компания разработала и изготовила первую в России судовую установку для переработки отходов первичной обработки рыбы с получением рыбной муки и жира.
Опытный образец установлен на площадке в городе Рославле Смоленской области. Инвестиции составили 300 млн рублей, из которых около 200 млн — субсидия Минпромторга.
Там, где много отходов
Собранная "Морскими комплексными системами" (МКС) судовая рыбомучная установка — технологический продукт, созданный инженерами компании в сотрудничестве с партнёрами, имеющими опыт в сфере пищевой переработки. Она предназначена для переработки от 30 тонн рыбных отходов в сутки — это самый маленький типоразмер для комплекта оборудования такого рода. В компании заявляют о готовности адаптировать установку для индивидуальных задач будущих заказчиков, а также выпускать её в трёх типоразмерах: 30, 60 и 90 тонн в сутки.
26 марта Российский морской регистр судоходства выдал МКС сертификат о типовом одобрении на судовую рыбомучную установку СРМУ–30. В разделе "область применения" сертификата указано: установки на морских судах промыслового флота (траулеры, ярусоловы, сейнеры), объектами лова которых являются промысловые виды рыб (треска, пикша, скумбрия, ставрида, палтус, хек и прочие). Установка в Смоленской области — полноценно пригодный к работе демонстрационный экземпляр.
"В Рославле у нашей партнёрской компании “Королан” имеются договорённости с производственной компанией, занимающейся фасовкой обычной муки, и благодаря налаженным контактам есть возможность оперативного получения рыбных отходов. А чтобы показать потенциальному заказчику хотя бы один день работы установки, необходимо 30 тонн рыбных отходов", — говорит совладелец и генеральный директор МКС Павел Зубков.
По его словам, изготовленная компанией рыбомучная установка занимает примерно 100 м2 и смонтирована в ангаре площадью 600 м2. Такие установки предназначены прежде всего для больших морозильных рыболовных траулеров, которые российские верфи активно строят сейчас для отечественного рыбопромыслового флота. Впрочем, установки адаптируются и для береговых предприятий, а основные элементы могут быть использованы для переработки отходов производства мяса и птицы.
В МКС предполагают, что рыночная стоимость одной судовой рыбомучной установки мощностью 60 тонн в сутки может составлять примерно 70 млн рублей, и в ближайшие 3 года потребность российского рыбопромыслового флота оценивают примерно в десяток установок.
200 млн Минпромторга
В конце октября 2022 года Минпромторг по результатам проведения конкурса подписал соглашение с МКС о реализации шести проектов по запуску серийного производства комплектующего оборудования для рыбопромысловых судов. Компания получила субсидию в размере 1,9 млрд рублей. Смонтированная в Рославле рыбомучная установка — один из продуктов реализации этой субсидии.
Партнёр МКС в этом проекте подмосковное ООО "Королан" — крупный производитель оборудования для пищевой промышленности. Компания изготавливает технологические линии для спиртовой, пивоваренной, мясоперерабатывающей и рыбоперерабатывающей отраслей. "Королан" принадлежит Виктору и Людмиле Коренюк, его выручка за 2024 год составила, по данным СПАРК, 255,8 млн рублей.
Для МКС это не первый проект, связанный с изготовлением оборудования для рыбофабрик, которые могут располагаться как в трюмах рыболовецких судов, так и на береговых производствах. Данное направление МКС начали осваивать после получения субсидии Минпромторга в 2022 году. Компания построила инженерный центр, в котором подвергла реверсному инжинирингу оборудование рыбофабрик крупнейших мировых производителей. В 2024 году МКС построили производственную площадку и испытательный центр для оборудования рыбофабрик в посёлке Рощино Выборгского района Ленобласти.
В прошлом сентябре МКС подписали соглашения с рыболовецкой компанией "Мурманскфишпродактс" и судостроительным заводом "Ростр" из Новой Ладоги о поставках оборудования рыбофабрик, которые будут установлены на расположенных на берегу Баренцева моря рыбоперерабатывающих комплексах "Мурманскфишпродактса", а также на рыболовном траулере "Солигорск", который "Ростр" строит по заказу мурманской компании.
Лучше, чем картинки в буклете
По мнению исполнительного директора ООО "Северное море" (судостроительная компания из Ленинградской области) Елены Майдановой, использование опытного образца в качестве демонстрационного — правильное решение.
“
"Живой образец, который можно пощупать руками и посмотреть, как он работает, будет продаваться гораздо лучше, чем яркие картинки в буклете. Особенно когда это касается новых разработок — многие заказчики с опаской смотрят на предложения, которых не было раньше и которые нельзя потрогать в железе. Они боятся через пару–тройку лет оказаться в ситуации, когда деньги заплачены, но ничего не получилось или получилось совсем не то, на что они рассчитывали", — полагает руководитель "Северного моря".
Партнёр юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) Роман Макаров полагает, что если разработка компании обладает технической новизной и неочевидностью, лучшим способом защиты будет патент.
"Патентный поверенный, сведущий в этой отрасли знания, поможет ответить, является ли новая линия изобретением, является ли принципиально новым и имеет уникальные технические решения, либо является полезной моделью, то есть изменения в конструкции менее значительны, но дают практическую пользу. Полезная модель оформляется быстрее, но действует меньший срок. Если разработчик не желает раскрывать детали через патент, можно использовать режим коммерческой тайны путём ограничения доступа к чертежам и технологиям. Дополнительно следует заключить соглашения о неразглашении с сотрудниками и покупателями. А также защитить информацию юридически, зарегистрировав её как ноу–хау. Если у линии уникальный дизайн или программное обеспечение (например, управляющая программа), можно защитить внешний вид отдельного устройства или линии в целом через регистрацию промышленного образца. Также мы регистрировали управляющую программу как объект авторского права. Наконец, если разработка будет продаваться под уникальным названием или брендом, несмотря на то что это не потребительский рынок, следует зарегистрировать товарный знак, чтобы защитить имя и логотип", — говорит юрист.
Партнёр юридической практики консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов также обращает внимание на необходимость правильного оформления прав на разработку.
"Если объект создан сотрудником или коллективом сотрудников в процессе выполнения служебного задания, во избежание оспаривания прав работодателя крайне важно проверить, чтобы данное обстоятельство было грамотно оформлено соглашениями. На больших предприятиях, как правило, с этим не возникает проблем, поскольку у них с советских времён выстроена чёткая система документирования и регистрации разработок. А вот в небольших компаниях и тем более стартапах с этим обычно сложности — люди просто не знают, что и как надо делать в таком случае. В результате часто, порой спустя годы, выясняется, что разработка зарегистрирована не на предприятие, а на какого–нибудь бывшего сотрудника, а если и зарегистрирована на компанию, то неправильно оформлена. Бывает, что и вовсе никто не обращался за регистрацией в патентное ведомство…" — говорит эксперт.
Досье:
ООО "Морские комплексные системы" зарегистрировано в Петербурге в 1992 году. Указанный в СПАРК профиль компании — "строительство кораблей, судов и плавучих конструкций", уставный капитал — 1,6 млн рублей. Компания в равных долях принадлежит генеральному директору Павлу Зубкову и АО "Инвестиции и консалтинг" из Татарстана, бенефициаром которого СПАРК называет генерального директора АО "Холдинговая компания “Ак Барс”" Ивана Егорова. Финансовые результаты МКС в СПАРК не указаны, сообщается лишь, что в 2021 году компания перечислила 116,7 млн рублей налоговых отчислений в бюджет.