"Деловой Петербург" опросил основные рекрутинговые агентства и выяснил: хоть кризис и объявлен пройденным, работодатели продолжают диктовать соискателям свои жесткие условия.
Как сообщают эксперты кадрового портала HeadHunter, менее 2
лет понадобилось работодателям Петербурга, чтобы выйти на докризисный уровень по
числу вакансий и даже немного его превзойти. В августе 2010 года на портале было
открыто уже на 12% больше вакансий, чем в августе 2008 года.
Но руководство HeadHunter призывает не расслабляться:
количество размещаемых резюме, а также откликов, которые получают работодатели,
сейчас вдвое превышает показатели 2008 года.
В целом рассуждения рекрутеров о состоянии рынка труда
балансируют между оптимистичными "уже" и отрезвляющими "но".
"Позиция "менеджер по продажам" последние годы возглавляет
топ запросов как в целом по российскому рынку труда, так и на локальных и
региональных рынках", — подытоживает мнение коллег Алексей Захаров,
президент рекрутингового портала Superjob.
Читайте также:
Россия оказалась седьмой среди стран-рекрутеров
В сентябре 2010 года менеджеры по продажам составляли 8,1%
всех вакансий Superjob в Петербурге. На портале HeadHunter 21,7% вакансий,
размещенных за август–сентябрь 2010 года, были связаны с продажами.
Справедливости ради кадровые агентства оговаривают, что
требования к продажникам увеличиваются, в отличие от зарплат. Рекрутеры отмечают
постоянный спрос на специалистов отраслей IT и фармацевтики. Анна Бауэр,
генеральный директор компании Yappi Group, которая специализируется на подборе
специалистов в этих отраслях, говорит, что сейчас востребованы медицинские
представители, медицинские советники, руководители среднего звена, департаментов
продаж, в области IT — операторы баз данных.
В кадровом агентстве Kelly Services к благополучному списку
приплюсовывают специалистов со знанием языка: переводчиков, бухгалтеров,
персональных ассистентов. Там же считают, что сейчас востребованы универсальные
специалисты по кадрам. Есть спрос на внутренних менеджеров по персоналу,
уточняют в консалтинговой группе Bi to Be.
По наблюдениям Марии Кадун, руководителя отдела рекрутинга
группы компаний "АКМЭ сервис", сегодня в цене экономисты. "Но это уже не просто
статисты–аналитики, — подчеркивает она, — а сотрудники, которые
взаимодействуют с коммерческим подразделением, выносят решения о выгодности того
или иного шага, влияют на прибыль компании".
В лидерах невостребованных специальностей — финансисты,
аналитики, то есть те, чьи заявления сильно обесценились в кризис.
"Минимальны заказы на специалистов в сфере PR и рекламы, —
добавляет Александр Кондауров, заместитель директора кадрового агентства Prime
Personnel. — На это компании выделяют деньги по принципу остаточного
бюджетирования. Качество PR–акций и рекламы в Петербурге упало. Реклама просто
неграмотная!"
Относительно бухгалтеров информация противоречивая. В одних
кадровых агентствах их причисляют к востребованным специальностям (может, по
докризисной привычке). В других говорят о намерении работодателей повысить
эффективность работы бухгалтерии за счет сокращений. В "АКМЭ сервис" к ненужным
причисляют юристов. Интересно, что среди невостребованных специалистов некоторые
рекрутеры называют своих коллег.
Портал Superjob в начале лета 2010 года зафиксировал выход
зарплатных предложений во всех отраслевых сегментах на уровень, который был до
кризиса. Однако в кадровом холдинге "АНКОР" считают, что рост зарплат есть
только в некоторых сегментах, в частности в сфере продаж, в том числе
фармацевтических.
"Компании отказались от зарплатной гонки, — развивает тему
Ольга Анохина, директор по продажам петербургского филиала портала HeadHunter. —
Они поменяли системы мотивации, сместив акценты на переменную часть оклада". По
данным портала, средний уровень заработных плат, предлагаемых сейчас в
Петербурге, на 5–10% меньше, чем до кризиса.
За последние 2 года заметно увеличились требования к
соискателям, а в 2010 году подросли и запросы самих кандидатов, сильно
снизившиеся в кризис. Требования нанимателей в первую очередь касаются наличия
профильного опыта работы — от 1 года. Кроме того, возмущается Зоя Челозерцева,
редактор сервиса по подбору персонала Vakant, "работодатели часто желают видеть
соискателя, который умеет делать всё: помимо основных обязанностей ему
выдвигаются требования и обязанности, которые не всегда связаны с его
профессией".
Заместитель директора кадрового агентства Mega Solution Юлия
Шуткина видит, что претенденты имеют более смелые зарплатные требования, чем год
назад, и "про социальный пакет спрашивают, не то что в разгар кризиса".
Что касается времени поиска работы, оно выросло с 2–3
месяцев (2008 год) до полугода, сообщают в консалтинговой группе Bi to Be.
Положение на рынке труда емко описывает Наталья Клюшина, консультант по подбору
персонала холдинга "АНКОР" в Петербурге. "Рынок труда остается рынком
работодателя, — говорит она. — Работодатель ожидает увидеть не просто интересных
кандидатов, а настоящих звезд, которые при этом будут готовы работать за не
очень большие деньги".