Бизнес повернулся к работникам лицом

Крупные компании в Петербурге стремятся привлекать сотрудников не только зарплатой, но и дополнительными социальными бонусами, которые повышают лояльность к работодателю.

Стандартный социальный пакет в крупной компании состоит, как правило, из нескольких позиций. По статистике портала hh.ru, в 2011 году работодатели реже предлагают работникам дополнительное медицинское страхование и компенсацию питания, зато чаще включают в компенсационные пакеты бесплатное обучение и оплату мобильной связи.
Самым привлекательным пунктом соцпакета является добровольное медицинское страхование, а его отсутствие вызывает наибольшее раздражение. Медицинские услуги могут предоставляться и в другой форме. Например, у ГУП "ТЭК СПб" заключен прямой договор с одной из ведущих больниц города, где сотрудник может пройти лечение за 13% от полной стоимости. ОАО "ГОЗ Обуховский завод" дает возможность для бесплатного обследования и лечения в медицинском центре завода как нынешних, так и бывших сотрудников предприятия, рассказывает заместитель генерального директора по персоналу и связям с общественностью завода Александр Тюрин.
Укреплению здоровья способствуют спортивные секции и клубы в рамках компаний. ОАО "Ленэнерго" арендует спортивные площадки для занятий мини-футболом, волейболом, теннисом, шахматами. Каждый сотрудник Обуховского завода может бесплатно ходить на тренировки по футболу, волейболу, настольному теннису в залы спорткомплекса "Обуховский", а также приобретать абонемент в бассейн за половину стоимости. В ЗАО "ЮИТ Лентек" практикуется оплата посещения фитнес-центров, бассейна, залов для занятий футболом и волейболом. Похвастаться уровнем спортивной подготовки можно на соревнованиях различного уровня.
Сплочение корпоративного духа достигается и за счет совместного отдыха. Например, у ГУП "ТЭК СПб" две собственные базы отдыха в Ленобласти (Васкелово и Быково). А у "ЮИТ" - база отдыха в Финляндии - благоустроенные коттеджи для круглогодичного проживания.
Мероприятия в нерабочее время должны объединять большие коллективы. "На предприятии работает свыше 9 тыс. человек, разделенных на филиалы и службы, но все равно присутствует ощущение единой команды", - отмечает представитель ГУП "ТЭК СПб" Александр Лопатовский.
Социальные акции за пределами компании также очень популярны. Чаще всего это поддержка ветеранов Великой отечественной войны (в том числе участие в программе "Долг), помощь детским домам, различным фондам и т. п.
Обуховский завод ежегодно проводит турнир по мини-футболу среди школьников Невского района на Кубок концерна ПВО "Алмаз-Антей". Популярны в последнее время экологические акции. Так, в 2011 году по инициативе сотрудников ОАО "Ленэнерго" была организована акция "Здоровая экология - ответственность предприятия" по сбору батареек, относящихся к опасным отходам. Группа компаний "СофтБаланс" решила посадить 38 сосен в одном из молодых парков Санкт-Петербурга. "Мы подсчитали, что для изготовления бумаги, израсходованной в офисе в 2010 году, понадобилось срубить 38 деревьев, - объясняет президент группы Владимир Каменецкий, - сосны были выбраны парком как наиболее подходящие деревья".
Во время кризиса некоторые компании вынуждены были сократить объем соцподдержки. В любом случае соцпакет - это дополнительный фактор, вступающий в силу "при прочих равных". "Не всегда только материальная мотивация является определяющей, - говорит директор по персоналу и организационному развитию ОАО "Мостострой № 6" Андрей Пешков, - поэтому мы учитываем моральные и материальные стимулы". С ним соглашается директор департамента персонала холдинга Setl Group Лидия Барминова: "Атмосфера в коллективе, чувство защищенности и возможности роста важны для многих сотрудников почти так же, как и зарплата".
"Соцпакет позволяет подчеркнуть важность каждого сотрудника, - комментирует директор по персоналу и корпоративным вопросам ЗАО "ЮИТ Лентек" Алексей Устинов, - ведь размер соцпакета или перечень его компонентов не зависит от должности или производительности труда".
Но в целом значение соцпакета для производства не столь велико. По данным опроса HeadHunter, почти 25?% респондентов считают, что социальный пакет никак не влияет на производительность труда, а 46?% уверены, что влияет косвенным образом. При этом количество сотрудников, не удовлетворенных своим соцпакетом, на 6?% больше, чем тех, кого все устраивает.