Мы рассказываем, что такое геймификация, с чем ее едят офисные сотрудники, зачем боссы так усиленно потчуют ей подчиненных и не может ли от нее внезапно стошнить.
Авторитарный стиль управления потихоньку отживает свое. И правда, кому нужно, чтобы работники чувствовали себя рабами? Какой же инициативы от них тогда ждать? А вот если их вовлечь в трудовой процесс, так будто бы все это не какое-то унылое занудство, а невероятно интересная игра, то вести они себя будут совершенно иначе. Точно игра, пусть работники думают, что это все обычная игра. А чтобы укрепить их веру в это, можно выстроить хорошо отлаженную соревновательную систему, добавить бонусов и баллов, которые можно накапливать. А еще желательно придать офису явно инфантильный вид. Можно накидать в самый центр шариков из детской комнаты или поставить огромную горку, ну и, конечно же, оборудовать специальную игровую комнату с Playstation или Xbox. Если вам кажется, что это все уже не работа, а мечта, то вы ошибаетесь. Это вполне реальная попытка работодателей мотивировать работников. И ее уже столько компаний взяли на вооружение, что пришлось придумать специальное слово "геймификация". В нашем великом и могучем оно, правда, прижилось еще не очень. Есть еще вариант "игрофикация", но он встречается еще реже.
Многочисленные «за»
C плюсами все достаточно просто и даже в какой-то степени очевидно. Во-первых, превратив работу в игру, можно даже очень скучное занятие сделать немного увлекательнее. А когда сотрудники увлечены своим делом, результаты, само собой, улучшаются. В доказательство аутсорсинговое агентство LiveOps приводит следующие данные: при внедрении геймификации в отделах продаж сотрудники сократили время телефонных переговоров с клиентами на 15%, но продажи при этом выросли на 8%, а удовлетворенность клиентов увеличилась на 9%.Ну это для тех, кто очень любит цифры. Во-вторых, как и в любой игре, например компьютерной, в условиях геймификации сразу видно, кто супергерой и победитель, а кто совершенный лузер. Другими словами, самых ярких и целеустремленных сотрудников можно разглядеть сразу и издалека. Да и результаты с достижениями легче разглядеть, когда есть определенная система оценки, замаскированная под игру. От этого бывает радостно не только боссам, но и подчиненным, которые привыкли работать на результат. Начальники быстро понимают, кого хвалить, сотрудники сразу видят плоды своих стараний. В общем, все вроде счастливы. Но, как у любого новшества, у геймификации, как оказалось, все-таки есть и минусы. И вот о них, поскольку они как раз не так очевидны, мы, пожалуй, расскажем подробнее.
Слишком просто
Как говорится, задумка, конечно, хороша, но исполнение, как это часто бывает, подкачало. Подкачивает, кстати, действительно часто, многие работодатели так стремятся геймифицировать все вокруг и настолько упрощают процесс, что сотрудники чувствуют себя учащимися детского сада, ясельной группы. Нет, вот представьте, вы, взрослый сотрудник с двумя высшими образованиями и массой тушки, превышающей отметку 80 кг, — и тут вам говорят: "Вот тебе, Васенька, медалька за то, что твой отдельчик перевыполнил план продаж, вы — молодчинки". Или еще лучше, предлагают за то, что вы набрали больше всего баллов по какой-то внутренней системе исчисления, повесить ваш портрет в полосатой рамочке на входную дверь. А вы на это все смотрите и думаете: с вами что-то не так или босс у вас совсем съехал с катушек. А самом деле возможны оба варианта, даже оба одновременно.
За что боролись
В самом начале мы говорили, что мало кто хочет, чтобы их сотрудники вели себя как рабы. А ведь именно это произойдет, если с ними обращаться как с рабами. А если обращаться с ними как с малыми детьми, которые жить не могут без игр, угадайте, что случится? Да-да, они, скорее всего, будут время от времени забывать о том, что они взрослые люди. В общем, если вы в какой-то момент застанете себя и босса за тем, что он вас уговаривает позвонить этому противному клиенту, знайте — это вас испортила геймификация. Впрочем, боссу придется куда хуже, поэтому до тех пор, пока вы и за пределами работы не начнете вести себя как малое дитя, беспокоиться вроде бы не о чем.
Недобросовестная конкуренция
Любые попытки превратить работу в игру подталкивают к конкуренции. Ну а где конкуренция, там и место для недобросовестности всегда найдется, там они уже сольются воедино, и на свет родится недобросовестная конкуренция. Если короче и без лирики, есть подозрение, что геймификация рано или поздно побудит сотрудников к стукачеству и научить втыкать ножи друг другу в спину. Это, кстати, обратная сторона того, что самых ярких сотрудников можно разглядеть издалека. Иногда самые яркие — не самые честные и порядочные.
В общем, мы вам все рассказали, а решать, стоит ли мотивировать своих сотрудников таким образом и стоит ли работать на босса, который выбрал такой вид мотивации, — это уже личное дело каждого. Так что поздравляем, плюс один к списку решений, которые вам придется принять самостоятельно.